Как составить режим дня с двумя маленькими детьми? Как лучше организовать режим дня двухлетнего ребенка? Примерное расписание дня ребенка в 2 года.

Ребенок в 2,5 года незаметно становится совсем другим: он глубже чувствует, становится всё самостоятельнее, приобретает собственный характер. Можно сказать, что середина третьего года жизни – это некий рубеж личностного развития, переходить через который непросто как родителям, так и самому малышу. Эмоциональность, требовательность и капризность – частые спутники детей в два с половиной года. Мамам и папам предстоит проявить значительную мудрость и терпение в данный период.

Физическое развитие ребенка в 2,5 года

Рост и вес ребенка в 2 года 6 месяцев согласно нормативам отечественных педиатров:

Параметр

Мальчики

Нижняя граница

Верхняя граница

Нижняя граница

Верхняя граница

Окружность головы, см

Рост и вес ребенка в 2 года 6 месяцев по данным ВОЗ:

Параметр

Мальчики

Нижняя граница

Верхняя граница

Нижняя граница

Верхняя граница

Окружность головы, см

Сколько зубов должно быть у ребенка в 2,5 года? Нормой считается как наличие всех молочных зубов, так и продолжающееся их прорезывание. ВОЗ утверждает, что малыш должен обзавестись полным рядом молочных зубов к 3 годам.

Режим дня, сна и питания ребенка в 2,5 года

Режим дня ребенка в 2 года 6 месяцев остается стабильным: общий сон около 12-12,5 часов, включая дневной сон в течение 1,5-2,5 часов. Несмотря на то, что малыш кажется уже довольно взрослым, не следует пренебрегать его дневным отдыхом. Активное бодрствование более 6 часов негативно сказывается в этом возрасте на нервной системе ребенка. Педиатры акцентируют внимание родителей на необходимости дневного сна вплоть до 5-6-летнего возраста. Постарайтесь соблюдать стабильный режим, включающий ранний подъем (в 7-8 часов утра) и раннее же укладывание (примерно в 21.00).

В два с половиной года малыш кушает 4 раза в день, временной интервал между приемами пищи составляет около 4 часов. Наиболее калорийным приемом пищи должен быть обед. Помните о важности здорового питания: не стоит предлагать своему ребенку блюда фаст-фуда, копченую, жареную пищу и сладости (за исключением натуральных). Следите, чтобы малыш получал также достаточное количество воды. В 2,5 года потребность в воде составляет около 1,5 литров в сутки.

Психология и психическое развитие ребенка в 2,5 года

Середина третьего года жизни обычно становится началом периода отстаивания собственного «Я», что связано с постепенным психологическим отделением от родителей и осознанием себя как отдельной личности. Ребенок внимательно наблюдает за окружающим миром, формирует свои взгляды и представления о действительности. Два с половиной года – возраст создания в мышлении малыша устойчивых поведенческих шаблонов, формирования характера.

Эмоциональность ребенка в 2,5 года становится еще ярче: он испытывает явную гордость своими достижениями, чувствует любовь и нежность к близким, жалеет и обижается, радуется и злится, завидует, сочувствует, боится и тоскует. При этом пока он не всегда может оценить чужой добрый поступок или понять причину наказания. Малыш проявляет искренний интерес к животным и растениям, восторгается и удивляется явлениям природы (прыгающему кузнечику, сильному ветру или летящему по воздуху листику). Ребенок 2,5 лет имеет четкие эмоциональные ассоциации, связанные с прожитыми им когда-либо ситуациями: болеть – неприятно, в гостях у тети Маши – весело, а долго ехать в машине – скучно.

В возрасте двух с половиной лет дети по-прежнему очень привязаны к близким взрослым : маме, папе, бабушкам и дедушкам. Ко всем членам семьи кроха относится по-разному, осознавая индивидуальность каждого из них. Разлука с родным человеком вызывает у малыша беспокойство и тревогу, однако успокаивается он теперь гораздо быстрее. Незнакомые люди вызывают у ребенка настороженность и желание быть поближе к маме. Однако, чувствуя доброжелательное к себе отношение, малыш легко вступает в контакт. Возраст 2,5 года для начала посещения детского сада, несомненно, лучше, чем 1,5-2 года, однако до трех-трех с половиной лет дошкольное образование является лишь вынужденной мерой, не несущей для ребенка какой-либо пользы.

Наиболее частая характеристика детей в возрасте 2,5-3 лет – возросшая самостоятельность . Ребенок старается делать всё сам, без помощи взрослых. «Я сам!» – любимая фраза малышей, вступивших в возраст так называемого «кризиса 3 лет ». При этом из-за высокой эмоциональности они не всегда адекватно реагируют на обращение взрослого, проявляя необыкновенное упрямство в, казалось бы, пустячных вопросах. От родителей в этот период требуется, прежде всего, терпение.

При всей своей кажущейся самостоятельности ваше чадо остается чрезвычайно зависимым от отношения близких, положительной оценки своих действий и общего благополучия окружающей его атмосферы. Ребенок реагирует на любые изменения семейного микроклимата. Нехватка внимания, несправедливость и грубость в его адрес вызывают не только огорчение, но и ярко выраженный протест. Будьте внимательны к своему поведению, проявляйте к малышу чуткость и любовь – сейчас они ему особенно необходимы. Помните: крики или шлепки как реакция на «вредность» малыша принесут результат, далекий от ожидаемого вами. Кризис – всего лишь этап взросления вашего крохи, и в основном от родителей зависит, насколько легко он пройдет.

Отношения взрослых с ребенком в 2,5 года строятся, можно сказать, заново. Постарайтесь находить баланс между запретами и мнением малыша. Давайте ему возможность выбора везде, где это возможно, не забывая при этом о рамках поведения и категорических запретах (обычно связанных с опасностью для ребенка).

Умения и навыки ребенка в 2,5 года

Физическое развитие детей 2,5 лет позволяет им:

  • хорошо бегать и прыгать, пробегать до 60 м в небыстром темпе;
  • перешагивать через препятствия на полу (приставным шагом);
  • ходить по наклонной доске самостоятельно;
  • подниматься и ходить на цыпочках, удерживая равновесие;
  • бросать мяч одной или двумя руками из разных положений, ловить его двумя руками, перебрасывать через препятствие;
  • точно бить ногой по мячу;
  • пробегать между линиями (расстояние 25-35 см), не наступая на них;
  • подлезать под препятствие высотой до 40 см;
  • подниматься по лестнице, иногда даже не держась за перила, спрыгивать с нижней ступеньки.

Интеллектуальное развитие ребенка в 2,5 года характеризуется следующими умениями:

  • Умеет собирать пирамидку из 4-8 колец;
  • Строит башни из 7-8 кубиков, «мостик» (два кубика с промежутком между ними и один сверху) и «паровоз» (ряд кубиков и один сверху в виде трубы);
  • Ориентируется в 4-6 геометрических формах (шарик, кубик, кирпичик, цилиндр, конус, призма). Подбирает с помощью прикладывания к отверстию или плоскому изображению объемную геометрическую фигуру;
  • Правильно подбирает нужные детали к отверстиям сортера или рамки-вкладыша. Почти не пытается вставить один неподходящий предмет в другой силой;
  • Из простых подсобных материалов (кубики, элементы конструктора) составляет сюжетные постройки и дает им названия – «дом», «дорога», «гараж»;
  • Собирает простые пазлы;
  • Отличается хорошей памятью;
  • С легкостью переворачивает страницы в книге;
  • Любит рисовать и, возможно, уже умеет держать карандаш тремя пальцами.

Игровая деятельность ребенка 2,5 лет носит сюжетный характер. С помощью любимых персонажей он воспроизводит и анализирует окружающую его реальность. В игре происходит уже не два, а три-четыре последовательных действия (покормить куклу, раздеть, уложить спать; нагрузить машинку, покатать и разгрузить). Кроха начинает использовать предметы-заместители – это говорит о развивающемся воображении. В исполнении ребенка доктор – это обязательно тот, к которому вы недавно ходили на прием.

Малыш в игре в семью изображает одного из персонажей, обычно своего пола: чаще всего девочки копируют маму, а мальчики – папу. Уже в 2,5-3 года можно заметить разницу в игровых действиях в зависимости от пола ребенка. Девочки предпочитают воспроизводить бытовые сюжеты с использованием кукол, мальчики чаще интересуются техническими игрушками.

Примерно в 2,5 года дети начинают учиться взаимодействовать со сверстниками в простых подвижных играх, запоминая простые правила (например, необходимость очередности – «твоя очередь», «моя очередь»). Интереса к таким играм пока хватает на 1-2 минуты. Также малышам очень нравится повторять за действиями других детей на детской площадке: куда-то бежать или влезать, прыгать или подлезать под препятствие.

Бытовые навыки ребенка в 2,5 года очень радуют его родителей. Малыш в своем стремлении к независимости и самостоятельности старается сам одеваться (носки, штанишки, кофту на застежке, свободную курточку, трусики) и обуваться. Он пытается застегивать пуговицы и молнии (хотя в 2,5 года это и не у всех получается). Шнурки завязывать пока не может. Кроха сразу замечает «оплошности» в одежде других людей, показывая свое недовольство и указывая на ошибку – развязавшийся шнурок или расстегнувшуюся пуговицу. Любовь к порядку в собственном понимании ребенка выглядит очень мило: карапуз постоянно «наводит порядок», потому что, по его мнению, все вещи должны быть на своих местах! Ребенок в два с половиной года умеет уверенно и аккуратно есть ложкой и вилкой, пользоваться туалетными принадлежностями; контролирует свои физиологически потребности. Может снять и надеть штанишки перед туалетом. Малыш сам поднимается по лестнице, возможно, даже чередуя ноги. Половина детей уже умеет ездить на трехколесном велосипеде, крутя педали (другие малыши для этого отталкиваются ногами от пола).

Речь ребенка в 2,5 года

Речь ребенка двух с половиной лет еще, конечно, отличается от взрослой, но при этом очень приближена к ней. Распространенные предложения (из трех и более слов) довольно осмысленны и включают союзы, предлоги, местоимения. Малыш хорошо разграничивает единственное и множественное число, знает названия основных цветов и частей тела.

Дети 2,5 лет стараются подражать взрослым, и в речи в том числе. Однако, пытаясь образовывать некоторые формы слов по аналогии с уже знакомыми, ребенок может несколько путаться: говорить «жеваю» и «вставаю» вместо «жую» и «встаю» (наподобие «играю», «кусаю»). Возможны и проблемы с произнесением длинных слов. Дети часто упрощают сложные слова («атобус» вместо «автобус», «леопад» вместо «леопард», «электитетво» вместо «электричество»). Не умиляйтесь коверканью слов, а всегда терпеливо и последовательно поправляйте ребенка, объясняя, как нужно говорить правильно. В противном случае в мозге малыша закрепятся именно неправильные формы слов, а переучивание будет довольно сложным делом.

Кроме того, могут наблюдаться некоторые сложности с окончаниями слов и обозначением себя. Многие дети говорят о себе в первом лице: «Я, мне, я сам», однако некоторые продолжают называть себя по имени: «Маша пошла, Ваня хочет спать». Нормой также считается, если малыш любит говорить о себе как о любимом персонаже или близком взрослом.

Дети в 2,5 года хорошо понимают речь взрослого и могут в двух-трех предложениях описать картинку со знакомым сюжетом, отвечая на наводящие вопросы: «Кто это? Что он делает?». Также ребенок может изобразить движения показанного персонажа и повторить за взрослым слова известной ему сказки.

Малыш в этом возрасте имеет обширный словарный запас (названия животных, одежды, посуды и других бытовых предметов). Кроме того, он легко копирует в речи даже незнакомые слова; может выучить короткий стишок или петь без подсказки строчки любимой песенки.

Тон речи ребенка меняется в различных ситуациях и по настроению. Он задает очень много вопросов: не только «Где?», «Куда?», но и «Зачем?», «Почему?», «Как?». Это говорит о том, что малышу теперь важно знать причины происходящего. Он старается разобраться в том, как устроено всё, что его окружает.

С малышом двух с половиной лет можно вести настоящий диалог. Он отвечает (возможно, упрощенно) на вопрос: «Как тебя зовут?» и другие. Знает, как зовут маму, папу, бабушку и дедушку, а также имена знакомых детей. Ребенок разговаривает со сверстниками во время игры и подражает им, например, на детской площадке.

Если же ребенок в 2,5 года не разговаривает вообще или говорит мало/плохо, обязательно проконсультируйтесь у невролога или логопеда. Это не просто предосторожность – ожидание речевого прогресса до трех лет (как любят советовать на форумах) может быть чревато серьезными проблемами с речью и правописанием в будущем.

2 года 9 месяцев >>

Ребенку исполнилось два года, он становится все более самостоятельным, активным, начинается период кризиса трех лет. Если он еще не пошел в детское дошкольное учреждение, следует начинать приучать его к определённому режиму дня.

Примерный план действий в течение дня полезен для ребенка, он становится менее беспокойным, легче усыпает и с удовольствием кушает. Ребенок, приученный к режиму, проще перенесет посещение детского сада и разлуку с мамой. Самим родителям также будет проще выполнять каждодневные обязанности, зная время сна и питания своего подопечного.

График дня должен учитывать особенности каждого малыша, но в целом план на день выглядит одинаковым.

К двум годам многие дети спят хорошо и беспробудно около 10 часов. Нарушить покой может болезнь или прорезывание последних коренных зубов. Днем дети спят один раз, сон длится до 2 часов.

Родители встречаются и с тем, что перейдя двухлетний рубеж, малыш отказывается ложиться днем. Сон в середине дня является важным этапом в развитии ребенка, т.к. его нервная система еще не окрепла. В детском саду дневной сон обязателен. Поэтому нужно распределить первую половину дня таким образом, чтобы малыш устал и спокойно поспал.

День нужно начинать в 7-8 часов и заканчивать до 22.00. В день ребенку нужно питаться полноценно три раза, между едой присутствуют легкие перекусы (фрукты, овощи, молочнокислые продукты).

Важным элементом распорядка являются прогулки на улице. Детские доктора рекомендуют выводить ребенка на улицу дважды в день по паре часов. Но если времени не хватает, достаточно и часа. Следует учитывать и погодные условия.

Промежутки между сном, кормлением и прогулками следует заполнять играми, творческими занятиями (рисование, лепка, чтение, танцы и др.).

Рассмотрим график дня двухлетнего ребенка

7.30 – просыпается, умывается;
8.00 – завтракает;
8.30 – играет, спортивные мероприятия;
10.00 – легкий перекус;
10.30 – первая выход на улицу;
12.00 – обеденное время;
13.00 – время отхода ко сну;
15.00 – играет, выполняет задания;
16.00 – полдник;
17.00 – второй выход на улицу;
19.00 – вечерняя трапеза;
19.30 – чтение, спокойные занятия
21.00 – употребление молочнокислого продукта;
21.30 – умывание, вечерний душ;
22.00– период ночного сна.

Строгое следование распорядку дня совершенно ни к чему, пусть малыш поспит подольше на 15 минут и поиграет побольше. Но примерный график для него необходим.

Начинайте постепенно приучать ребенка к нему и вскоре он сам будет просить кушать и спать в одно время.

План дня предполагает три раза позаниматься играми и творческими заданиями, но если на улице отличная погода, то можно потратить это время на прогулку на свежем воздухе в парке или отправиться на аттракционы. А в холодную и дождливую погоду как раз можно подольше поиграть, порисовать, полепить или пригласить гостей с детьми такого же возраста.

Режим дня для двухлетних ребят является залогом успешного гармоничного развития и подготовкой к режиму детского сада, а потом и школы. Дети проще переносят возрастные кризисы, легче адаптируется в новых условиях. А мамы и папы планируют свой день в соответствии с режимом подопечного.

О режиме дня ребенка

Дети — консерваторы по натуре. Им надо, чтобы все было в определенном порядке и соответствовало какой-то системе. Вы, наверное, замечали, что дети предпочитают есть из одной и той же тарелки одной и той же ложкой (то, что называется «любимая тарелка», «любимая ложка» и т.п.). Наши дети очень расстраиваются и даже отказываются есть, если мы вдруг путаем их тарелки.

Или другой пример. Дети быстро запоминают, что утром они едят кашу, в обед — суп, а перед сном пьют йогурт. И потом уже сами напоминают вам, чем их покормить. Так, наша полуторагодовалая Танюшка утром брала кого-нибудь из взрослых за руку и со словами «кашка» вела на кухню.

То же касается и режима дня. Если у ребенка есть определенный порядок действий в течение дня, он чувствует себя спокойно и уверенно. Впоследствии он и сам начинает напоминать, что пора кушать, спать или купаться.

Если же у ребенка каждый день «как сюрприз», то это может спровоцировать у него расторможенность, гиперактивность, тревожность, иногда и агрессивность. Для того чтобы понять состояние малыша, взрослому достаточно поставить себя на его место: что он будет чувствовать, если ему каждый день нужно будет в разное время ходить на работу, выполнять разные обязанности и требования, порой прямо противоположные тем, что были вчера?

Безусловно, распорядок дня не нужно делать строгим. Ничего страшного не произойдет, если в какой-то день ребенок позавтракает не в 9.00, а в 9.30, ляжет спать днем не в 12.00, а в 13.00 или в 11.00 (тем более, если в этот день он проснулся не в 7.00, как обычно, а в 6.00). Но надо, чтобы режим соответствовал природе вашего ребенка. К примеру, наши дети установили так, что обедают они не до дневного сна, а после.

Режим дня должен быть удобен не для родителей, а для самого ребенка. Хотя, на самом деле, его можно сделать удобным для всех.

Что же должно происходить с ребенком каждый день? Это, безусловно, питание, прогулки, игры и сон (вопрос гигиенических процедур утром и вечером даже не обсуждается — это само собой, что ребенок должен каждый день умываться, чистить зубы, причесываться и т.д.). Чередовать их следует в определенном порядке и в соответствии с возрастными особенностями.

Питание ребенка, к сожалению, часто становится «смыслом жизни» взрослых. Им кажется, если малыш ест с аппетитом, значит, у него все хорошо. Однако не надо делать «культа» из еды. Аппетит ребенка прямо пропорционально зависит от его двигательной активности. Голодный ребенок ест все. Поэтому это еще один повод подумать о правильно организованном распорядке дня.

Прогулки . Евгений Комаровский рекомендует с младенчества формировать у ребенка потребность в прогулках. Тогда прогулки будут восприниматься им как «норма, как обязательное условие разумного образа жизни». Чем дольше вы гуляете, тем лучше. И стоит придерживаться этого правила каждый день. Препятствием для прогулки может быть только ветреная погода.

Игры понятны и близки уровню сознания ребенка. Это наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей. Играя, они учатся и развиваются. Главное, учитывайте возраст ребенка и особенности его внимания. С ребенком в возрасте до 3 лет необходимо менять вид игры каждые 5—10 минут. Например, собрали пирамидку, потом покидали мяч, после этого наклеили картинки и т.д.

И наконец, сон. Организм ребенка функционирует по особым правилам, определяющим период и продолжительность сна. И это нужно обязательно учитывать. Если перефразировать известную пословицу, то получится такое утверждение: «Как ребенок поспит, так он будет вести себя во время бодрствования». Педиатры считают, что хорошо, когда ребенок засыпает вечером до 21.00. Однако должна признаться, что наши дети чаще засыпают чуточку позже.

Распорядок дня с 1 года

7.00. — 8.00 Первый завтрак

9.00 — 10.00 Второй завтрак

10.00 — 11.00 Игры, прогулка

11.00 — 14.00 Первый дневной сон

14.00 - 15.00 Обед

15.00 — 16.00 Игры, прогулка

16.00 — 16.30 Полдник

16.30 — 18.30 Второй дневной сон

19.00 - 20.00 Ужин

20.00 — 21.30 Спокойные игры, чтение книжек

21.30 — 22.00 Купание

22.00 — 22.15 Второй ужин

22.15 — 7.00 Ночной сон

Распорядок дня с 1.5 лет

7.00. — 8.00 Первый завтрак

8.00 — 9.00 Подъем, зарядка, умывание, одевание

9.00 — 10.00 Второй завтрак

10.30 — 12.00 Игры, прогулка

12.00 — 15.00 Дневной сон

15.00 - 16.00 Обед

16.00 — 17.00 Прогулка

17.00 — 17.30 Полдник

17.30 — 18.00 Занятия со взрослыми (рисование, лепка, аппликация и т.п.)

18.00 — 19.00 Игры, прогулка

19.00 - 19.30 Ужин

19.30 — 20.30 Спокойные игры, чтение книжек

20.30 — 21.00 Купание

21.00 — 21.15 Второй ужин

21.15 — 7.00 Ночной сон

Распорядок дня с 2 лет (когда ребенок не в детском саду)

7.00 — 8.00 Подъем, зарядка, умывание, одевание

8.00 — 9.00 Завтрак

9.00 — 10.00 Уборка

10.00 — 10.30 Занятия со взрослыми (рисование, лепка, аппликация и т.п.)

10.30 — 12.00 Игры, прогулка

12.00 - 12.30 Обед

12.30 — 15.00 Дневной сон

15.00 — 16.30 Свободное время

16.30 — 17.00 Полдник

17.00 — 18.30 Игры, прогулка

18.30 — 19.00 Занятия со взрослыми (рисование, лепка, аппликация и т.п.)

19.00 - 19.30 Ужин

19.30 — 20.00 Спокойные игры, чтение книжек

20.00 — 20.30 Вечерние гигиенические процедуры

20.30 — 21.00 Второй ужин

21.00 — 7.00 Ночной сон

Еще раз хочу подчеркнуть, что это примерный распорядок дня. Составляется он индивидуально для ребенка. Так, например, Денис у нас в 1 год чаще спал один раз днем— 4 часа подряд или же первый дневной сон у него длился 3 часа, второй — 1 час; Танюшка же четко спала 2 раза по 2 часа.

А еще, наверное, вы обратили внимание, что в распорядке дня ребенка до 2 лет у нас был первый завтрак до гигиенических процедур — такой порядок тоже завели наши дети. После первого завтрака они могли еще немного поспать, поэтому в качестве первого завтрака у нас был, как правило, питьевой йогурт.

Вашему малышу 2 года. Он умеет бегать и прыгать, ударять ногой по мячу, строить башни из кубиков, вырезать ножницами, даже ходить задом наперед. Вам хочется быть самой лучшей мамой и сделать для него больше, например создать идеальное меню.

Режим дня 2-летнего непоседы меняется.

  • Вы встаете в 7.30 и делаете зарядку вместе с малышом.
  • В 7.45 наперегонки мчитесь в ванную.
  • В 8 часов на столе готовый завтрак.
  • С 8.30 до 11.30 вы играете или гуляете.
  • В 12 часов наступает время обеда.
  • С 12.30 до 15.30 малыш спит.
  • В 15.45 вы занимаетесь закаливанием.
  • В 16 часов – легкий перекус (полдник).
  • С 16.30 до 19.00 вы снова гуляете и играете.
  • 19.30 – время ужина.
  • В 20.30 – вечернее купание.
  • В 21.00 малыш ложится спать.

Но это идеальный распорядок на день. У вас нет няни и повара? Бабушка работает или живет далеко? И в магазин за продуктами вы ходите сами? В эти 30 минут между занятиями и прогулкой с ребенком вы должны столько всего втиснуть!

К двум годам дети могут питаться с «общего стола». У двухлетнего карапуза, как правило, уже имеется 20 зубов, которые способны пережевывать маленькие кусочки пищи. И протирать еду, как прежде, не нужно.

Какой «общий стол» в вашей семье? Действительно ли он соответствует всем требованиям? Чтобы упростить себе жизнь, желательно всех членов семьи перевести на правильное питание – полезное и сбалансированное. Подобрать подходящие блюда совсем не сложно. А в выигрыше останутся все.

  1. Продукты варим, запекаем, тушим, но не жарим.
  2. Максимальное количество овощей и фруктов.
  3. Каши из доступных и любимых круп каждый день.
  4. Только свежеприготовленная еда.
  5. Стараемся не смешивать белки и углеводы.
  6. Пьем много чистой воды.

Стратегическое планирование

Желательно всей семьей составить план питания на неделю с рецептами. Вы получите больше бонусов, если дети подскажут вам, что хотят видеть в своей тарелке. Вместе пишите список покупок на неделю и вместе отправляйтесь в магазин. Не поддавайтесь искушению купить чипсы, сладкие напитки, копченую колбасу. Составленный совместно план питания поможет оптимизировать покупки, приучит детей не покупать фаст-фуд. При этом вы ничего не забудете и, возможно, даже сэкономите на излишествах.

Что включить в список?

Питание малыша приоритетно в семье, поэтому ориентироваться следует на рекомендации для 2-летнего:

  • четырехразовое питание детей в течение дня;
  • горячие блюда в любой прием пищи;
  • завтрак и ужин составляют 20-25% от суточной нормы, обед – 40%, полдник – 10%;
  • в день 2-х летнему малышу нужно 1200-1400 г еды или 1000-1400 ккал: 1,5 стакана овощей, 1 стакан фруктов, 2 стакана молочных продуктов, 50 г белковой пищи, 110 г зерновых, 4 ч. л. любого масла;
  • оптимальное соотношение жиров, белков и углеводов для детей 1:1:4;
  • меню детей должно быть разнообразным, рецепты – интересными;
  • если ребенок ест «как воробышек», увеличиваем калорийность блюд, или кормим часто, но понемногу на протяжении дня.

Примерное меню на день

  1. На завтрак планируем несложное блюдо: или кашу. Быстро готовится овсянка, если ее просто залить кипятком, накрыть полотенцем, дать настояться несколько минут и добавить кусочек масла. Гречневая и пшенная каши – тоже хорошее решение.
  2. На обед – простой овощной суп или борщ. Для детей его лучше сварить на воде или разбавленном бульоне. Вкусны и питательны супы-пюре. Набор овощей в них может быть разным: кабачок, тыква, картошка, капуста белокочанная, брокколи, морковь. Отварное мясо, тушеная или запеченная рыба, овощи, салат – тоже вписываются в концепцию здорового питания. Если в меню есть макароны, старайтесь обойтись без мяса и рыбы. Десерт и напитки – на выбор.
  3. Для детского полдника подходят фрукты, кисель с кусочком цельнозернового хлеба, кефир или .
  4. Ужин сделайте легким: запеканка, ленивые вареники, сырники на пару, овощное рагу, отварное мясо или кусочек паровой рыбы (два последних пункта меню уместны, если в течение дня норма белковых продуктов не была исчерпана).

Перед сном некоторые 2-летние дети привыкли пить молоко. Современные исследования предупреждают, что питание коровьим молоком в возрасте до 3 лет может вызвать дефицит кальция в организме и спровоцировать увеличение нервной возбудимости. Поэтому лучше исключить его из рациона.

Замените молоко молочной смесью, а правильнее – водой, постепенно уменьшая количество. Наступит момент, когда малыш привыкнет засыпать без бутылочки.

Забудьте про сосиски, бутерброды, хлопья, залитые молоком или йогуртом, и попытайтесь приучить себя готовить быстрые, вкусные и полезные завтраки для всей семьи.

Рецепты завтраков

  • В готовую овсянку добавьте порезанный кусочками банан и немного масла. Так намного вкуснее!
  • На дно сковороды выложите слоем кусочки сыра. Сверху добавьте . Смешайте яйца с водой и залейте сыр и помидоры. Поместите сковороду на 5 минут в духовку. Питательный омлет готов!
  • Для сырников потребуются: пачка творога, два яйца, соль и полстакана муки. Перемешайте, постепенно всыпая муку. Сформируйте сырники, уложите на сковороду и отправьте в духовку на 5-7 минут. Еще полезнее приготовить это блюдо на пару. На стол поставьте теплые сырники и сметану, взбитую с ягодами.
  • Омлет из нескольких яиц заверните в лаваш, добавив любимые овощи.

Вкусные идеи

Мы привыкли, что на обед всегда должен быть суп, а затем – второе. И еще компот. Вам не надоело готовить их по семь раз в неделю? Давайте пофантазируем и пригласим малыша на обед к графу.

Благородные бутерброды

  1. Нарежьте примерно стакан овощей палочками.
  2. В отдельную красивую тарелочку положите приготовленную на пару хрустящую капусту брокколи (выберите самое красивое соцветие).
  3. 30 г отварного мяса индейки, курицы или говядины нарежьте тоненькими пластинами и сделайте бутерброды на тончайших ломтиках хлеба.

Сервируйте стол, как на праздник, а потом расскажите историю о таинственном графе, который поделился с вами своими лучшими рецептами.

Салаты в формочках

  1. Можно подготовленные к обеду продукты разложить в разноцветные формы для выпечки или формочки для приготовления льда.
  2. Позвольте 2-летнему малышу неострым ножом порезать салатные листья, капусту или шпинат, вареную морковь, грушу или яблоко, мякоть авокадо.
  3. В каждую формочку или ячейку лотка положите разноцветные овощи, кусочки мяса, веточки зелени.

Привлекая детей к приготовлению блюд, вы прививаете навыки правильного питания и учите сервировать обеденный стол. К тому же всем известно, что нет вкуснее блюд, чем приготовленных своими руками.

Молодые родители чувствуют груз ответственности за каждое кормление: что, сколько и в какое время съел ребенок. А если любимое чадо не сумело скушать все? Не драматизируйте. Ослабьте давление на малыша. Нельзя кормить насильно: он вправе решать сам. Вы наготовили вкусные и полезные блюда из свежих продуктов. Просто насладитесь едой вместе.

Вечернее меню

Вечернее меню ребенка в 2 года может включать:

  • , если на обед не было мясных блюд;
  • нежирное мясо, если малыш его очень любит и не ел днем;
  • овощи, которые можно давать на протяжении всего дня;
  • фрукты – сырые и запеченные;
  • кисломолочные продукты;
  • каши;
  • запеканки;
  • яйца как самостоятельную еду или в составе легких блюд.

Время для приготовления ужина можно сократить, освоив простые рецепты.

Избранные рецепты

Запеканка из цветной капусты

  1. Разогрейте духовку.
  2. Разберите кочан на соцветья и разложите в формочки.
  3. Сверху положите нарезанные дольками помидоры, присыпьте натертым сыром.
  4. Запекайте минут 25 при 130 градусах.

На ужин отлично подойдут блюда, запеченные в духовке (в фольге, в горшочках, в рукаве для запекания). Это не слишком хлопотно и не отнимет много времени.

Курица в горшочке

  1. Не забудьте включить духовку.
  2. Филе нарежьте кусочками такого размера, чтобы двухлетнему малышу было легко их пережевывать.
  3. Уложите курицу на дно горшочка, добавьте овощи по вкусу, посыпьте сыром, поставьте в духовку и займитесь ребенком.
  4. Через час пригласите семью за стол.

Еще в горшочках хорошо получаются супы и каши.

Макароны с брокколи

  1. Небольшой кочан брокколи разделите на соцветия, опустите их в кипящую воду на 5 минут.
  2. Для ребенка 2 лет отварную капусту желательно дополнительно измельчить.
  3. Выложите брокколи на разогретую сковородку, добавив масла и немного оставшегося от варки овощного бульона.
  4. Отварите макароны и перемешайте их на сковороде с капустой.

Блюда за 5 минут

Иногда у родителей случаются особенно напряженные дни: с самого утра надо вставать и куда-то бежать. Времени на приготовление еды не остается. Чем в этом случае кормить ребенка? Вот несколько вариантов.

  • Бросьте в блендер банан, половинку очищенного от кожуры апельсина, вылейте туда же йогурт или кефир, взбейте на высокой скорости. Насыщенное углеводами, минералами и витаминами лакомство для двухлетки готово.
  • Ягодный коктейль готовят в блендере: полстакана йогурта, банан и горсть ягод (можно замороженных). Чтобы напиток согреть, запустите блендер на максимальной скорости и дождитесь, пока чаша станет теплой.
  • Загрузите в блендер очищенный , банан, яблочный сок и любимые малышом ягоды. Кстати, киви – лидер по питательной ценности среди фруктов.

Суперпродукты

Желательно, чтобы меню для ребенка 2 лет включало и так называемые суперпродукты, известные своими полезными свойствами. Кормите ими малыша хотя бы время от времени.

  • овес;
  • дикая красная рыба;
  • йогурт;
  • шпинат.

Ребенок 2-х лет все еще нуждается в здоровом питании. Установите правила для членов семьи и старайтесь соблюдать распорядок дня. Поощряйте малыша кушать разнообразные и здоровые продукты, способствующие его гармоничному развитию.

Иногда родители жалуются, что их дети много капризничают, страдают отсутствием аппетита, не хотят идти в детский сад, не успевают в школе, и не видят, что часть этих проблем объясняются неправильным режимом дня или его отсутствием. Если ребенок не высыпается, не привык есть в определенное время, то это ведет к ослаблению его здоровья, нервной системы, быстрой утомляемости. Приучать же ребенка к оптимальному режиму сна и бодрствования нужно с самого раннего возраста.

Некоторые мамы не признают необходимость составить распорядок дня годовалого крохи, считая, что и время сна, и время вскармливания должны быть по желанию ребенка. Но то, что вы не составляете индивидуальный режим дня вашего годовалого крохи, не значит, что его нет. Просто в таком случае время сна и бодрствования, кормления и игры у малыша складываются произвольно и если не совпадают с тем, что удобно родителям, то приводят к тому, что страдают все. Недосыпающий ребенок капризничает и от переутомления плохо засыпает, не высыпающиеся родители тоже теряют силы и здоровье.

Поэтому каждая семья должна составить режим дня ребенка в соответствии с его физиологическими особенностями и своим стилем жизни, убеждает доктор Комаровский. Время пробуждения желательно чтобы было общим для всех в доме. Основные приемы пищи также должны проходить приблизительно в одно время для всех членов семьи, а дополнительные, необходимые для крохи, в удобное для мамы и малыша время. От времени приема пищи будет зависеть время дневного сна крохи.

Если вы будете придерживаться одного и того же часа для утреннего пробуждения, вечернего укладывания и кормления в течение суток, выбирая распорядок, удобный для всей семьи, то малыш легко привыкнет к режиму, что укрепит его здоровье и облегчит жизнь родителям. Но для того, чтобы малыш привык к соблюдению режима сна и бодрствования, питания и гигиены, нужно, чтобы одного и того же распорядка мама придерживалась и в выходные, и в будни.

Примерный распорядок дня малыша в год и месяц рекомендуют такой :

Режим дня для детей от 1 года до 1,5 лет:

Кормление: 7.30, 12, 16.30, 20.

Бодрствование : 7-10, 12-15.30, 16.30-20.30

Сон : первый 10-12, второй 15.30-16.30, ночной сон 20.30-7.

Прогулка : после обеда и полдника.

Купание : 19.

Режим дня. Ребенку 1 год 2 месяца

Меню ребенка в 1 год

Первое день рождение малыша, которое с радостью отмечают близкие, не значит, что сразу после того, как малыш стал годовалым, сразу резко меняются его сон и питание. У ребенка в год остается пятиразовое питание, в которое он получает от 1000 до 1200 грамм пищи. Еда должна быть перетертой, но уже включать в себя и маленькие кусочки, чтобы приучать кроху жевать пищу. Еда по-прежнему должна быть только варёной, запечённой или тушенной, ничего жаренного или копченного.

Основу питания по-прежнему составляют молоко и молочные продукты. Если малыш остается на грудном вскармливании, то с года можно постепенно заменять его обычным детским питанием. Если малыш находится на искусственном вскармливании, то к составлению меню надо подходить ещё тщательнее, так как только из него он получает все необходимые микроэлементы, витамины и т.д. Вместе с тем, именно малыша на искусственном вскармливании легче «перекормить», что также требует от мамы более тщательного составления меню.

Для роста и развития ребенка, прежде всего, нужен белок, поэтому в меню малыша в год обязательно включают мясо и рыбу. Так как белок долго усваивается, то рекомендации гласят, что мясные или рыбные блюда дают малышам не позднее обеда.

  • Из мяса выбирают постные виды – телятину, говядину, курицу. Оно должно быть тщательно приготовлено – долго вариться или тушиться. Подается в виде пюре или паштетов. Котлеты и тефтели предлагают диетологи давать малышам пореже.
  • Рыбу дают нежирные сорта, такие как минтай, треска и т.п. не менее ста грамм в неделю.

Второй обязательный пункт в меню ребенка после года – это каши. Лидеры по пользе для здоровья среди них овсянка и гречка, но и от рисовой, манной, перловой отказываться не стоит. Кашу для крох готовят на молоке и обычно дают на завтрак, добавляя немного сливочного масла (12 гм суточная норма).

Кстати о масле: в сутки ребенок должен получать не более 1 чайной ложки растительного масла. Оно должно обязательно входить в рацион крохи, так как содержит необходимые для развития полезные вещества. Его можно добавлять в салат или минимально использовать при приготовлении блюд.

Обязательно в меню малыша включаются овощи и фрукты. В год это обычно пюре, но уже можно понемногу приучать к салатам – мелконарезанным или натертым на крупной тёрке моркови, отварных картофеля и свеклы, тыквы или яблока. Салаты из овощей предпочтительно сделать не более, чем из двух составляющих, во фруктовые можно включать чуть больше компонентов.

После первого дня рождения пора приучать малышей к первым блюдам: супам и бульонам. Мясные бульоны для детей в этом возрасте должны быть лёгкими, не жирными. Для этого их готовят так: мясо варится 10-15 мин., после чего бульон сливается, и из него готовят супчик для детей, а мясо готовится дальше

Дети очень любят сладости и можно предлагать в качестве десерта сладкие фрукты, печенье, мармелад или пастилу. В ограниченном количестве и безопасные сладости будут радовать малыша.

Физическое развитие

Малыш после года становится всё активнее, он быстрее наращивает свои двигательные навыки. Всё увереннее ходит, может поднимать с пола заинтересовавшие его предметы, самостоятельно садиться на корточки и встает, перешагивает через препятствия и начинает бегать. Чтобы помочь ему закрепить успехи и освоить новые возможности, пора приучать ребенка к утренней гимнастике, на которую отводится не более 10 минут. Упражнения проводятся в игровой форме и только если малыш этого хочет.

Сон

В год происходит плавный переход в режиме сна и бодрствования к более активному времяпровождению, чем у младенцев до года. В этом возрасте малыш должен спать 14 – 16 часов в сутки, из которых на дневной сон отводится три – четыре часа. Доктор Комаровский называет чуть меньшую цифру в 13,5 часов, но это всё в рамках индивидуальных различий. Даже у одного ребенка потребность во сне день ото дня может меняться.

Поэтому режим не должен быть догмой. Вполне допустимо в один день дневной недосып компенсировать более ранним укладыванием на ночь, а в другой из-за плохого сна ночью позволить подольше поспать днем. Но это всё же должно быть скорее исключением, надо стремиться ко сну в одно и то же время. В год, когда активность ребенка растет, особенно важно приучать его к удобному для семьи времени сна и пробуждения.

В год ещё ребенок спит два раза в день, один из которых более длителен. Но после года происходит постепенный переход к однократному сну. Не стоит торопиться отменять одно из укладываний, нужно просто наблюдать за малышом. Второй дневной сон будет зависеть от потребности ребенка: если он устал или не доспал, то он уснет сам, а если он активен, то не стоит настаивать, а лучше положить спать раньше вечером, уже на ночь.

Продолжайте сохранять ваш вечерний ритуал укладывания на ночь. Это успокаивает ребенка и помогает ему легко засыпать. В один год уже стоит приучать ребенка засыпать без мамы – без кормления грудью и укачивания.

Правила детского сна, детский сон, сон ребенка

Примерный режим дня для детей от 1,1 до 2 лет

После года с каждым месяцем двигательная активность малыша днем нарастает, а ночной сон становится крепче. Но в первые 6 месяцев ребенок ещё быстро устает, периоды гиперактивного поведения сменяются вялостью и отдыхать два раза в день ему по-прежнему необходимо. Если даже малыш уже не засыпает во второй раз, нужно, чтоб он спокойно полежал какое-то время, иначе малыш может переутомиться.

К году и шести месяцам ребенок улучшает свои физические и интеллектуальные возможности, а потому расширяются его умения и навыки. Он уже бегает, пользуется ложкой, может держать чашку, знает слова «можно» и «нельзя», и т.д. Выросшие физические силы и укрепление нервной системы позволяют ему перейти к однократному дневному сну. Рекомендуют приблизительно следующий режим дня.

Режим дня для детей от 1,5 до 2 лет:

Кормление : 8, 12, 15.30, 19.30.

Бодрствование : 7.30 – 12.30, 15.30 – 20.20.

Сон : 12.30 – 15.30, 20.30 – 7.30

Прогулка: после завтрака и полдника.

Купание : 18.30.

Режим дня ребенка от 2 до 3 лет

Ребенок после двух лет уже активно осваивает речь, говорит предложениями и активно расширяет свой словарный запас. Он хорошо по сравнению с годовалым малышом владеет своим телом, может аккуратно кушать, сам одевать и снимать футболку и трусики. Днем ребенок просится на горшок, ночью это ему ещё не даётся. Кормление должно быть четырехразовым, дневной сон однократным.

Ребенок в период от двух до трех лет уже может на недолго сдерживать свои желания и заниматься каким-либо делом. Но он по-прежнему гиперактивен, не может долго заниматься однообразными действиями и легко возбуждается. Чем-то одним малыш может заниматься не более получаса, поэтому долгие периоды бодрствования должны быть заполнены сменяющимися видами деятельности.

Режим дня для детей от 2 до 3 лет:

Кормление : 8, 12.30, 16.30, 19.

Бодрствование : 7.30 – 13.30, 15.30 – 20.30.

Сон : 13.30 – 15.30, 20.30 – 7.30.

Прогулка : 2 раза в день после завтрака и полдника.

Обливания : после ночного и дневного сна (зимой) и перед обедом (летом).

Купание : перед ночным сном.

Дети после года очень любят купаться, но уже можно мыть его два – три раза в неделю. Если есть необходимость и желание, то можно и чаще, но в этом случае кожу обязательно смазывают детским кремом или маслом. После года уже пора регулярно ухаживать за зубками. Пока это конечно забота родителей, как и приучать его самому умываться и мыть ручки.

После года постепенно ребенка начинают учить пользоваться ложкой, приучать к горшку.

Прогулки на свежем воздухе

Независимо от погоды после года дети должны обязательно гулять на улице и в будни, и в выходные. Даже в мороз малыш должен быть на свежем воздухе не менее 20 минут в день, а в хорошую погоду – чем дольше, тем лучше.

Специалисты считают, что если погода и возможности родителей позволяют, то гулять надо два раза в день от полутора до двух часов. Теперь, когда ребенок уже гуляет не только в коляске, а ходит своими ногами, прогулка дает ребенку и двигательную активность, и познание мира. Длительное пребывание на свежем воздухе способствует хорошему аппетиту и крепкому сну ребенка.

Ребёнок и режим – Школа доктора Комаровского