Египетские танцовщицы. Египетские танцы живота с татьяной федяевой Путь к успеху Татьяны в танцах

СУХЕР ЗАКЕ

Она танцевала на свадьбах дочерей двух египетских президентов, она обладает абсолютным слухом и была первой, кто рискнул танцевать под песни Ум Кольсум.
Сухер родилась в городе Мансура, однако еще в детстве вместе с родителями переехала в Александрию. Ее родной отец умер достаточно рано и отчим, второй муж матери Сухер, стал для нее первым импресарио.
Своей огромной славой в большей степени Сухер обязана телевидению. На египетском телевидении выходили еженедельные передачи с танцем, где Сухер была постоянным гостем. Она выступала в телепередачах, танцевала на мероприятиях и ресторанах, снималась в кино. Примечательно, что кино ее особо не интересовало и в нем она предпочитала играть небольшие роли и преимущественно танцовщиц.
Стиль танца у нее был достаточно женственным и естественным. Многие современники отмечали, что она не устраивала шоу, ее особенностью была простота и элегантность. Также это выражалось и во внешнем виде: она использовала немного косметики и не надевала парики.
Сухер первой рискнула танцевать под песни Ум Кольсум. Мне нравится как она вспоминает об этом: «Когда я вышла с номером под музыку Ум Кальсум, я вдруг увидела среди публики саму певицу — прямо передо мной. В этот момент и я, и мои музыканты желали только одного — чтобы земля разверзлась и поглотила нас в ту же минуту. Но когда мы закончили, Ум Кальсум подошла, чтобы поблагодарить нас. Она сказала, что мы были великолепны, и что она потрясена тем, что оркестр смог так хорошо исполнить эту композицию, когда сама она только несколько недель назад стала петь эту песню на публике, после многих и многих репетиций с оркестром».
Сухер Заке делила популярность и сцену с Нагвой Фуад. Опять же из воспоминаний Сухер Заке: «Моей главной соперницей была Наджва Фуад — мы боролись не на шутку. Если мы работали на одном и том же мероприятии, мы наперегонки надевали костюмы и выпихивали свои оркестры на сцену: каждая хотела появиться первой»
Сухер познакомилась с будущим мужем на съемках одного из фильмов и уже в достаточно зрелом возрасте родила сына.
В 80-х годах она решила уйти со сцены и через достаточно большой период времени вернулась на сцену, но уже в роли преподавателя на мастер-классах. И на начало преподавания мастер-классов ее долго уговаривала Ракия Хасан. Сухер очень негативно отнеслась к появлению на египетской сцене иностранок и не хотела учить восточному танцу не египтянок, однако Ракии удалось ее уговорить и полные залы на ее МК подтверждают востребованность Сухер Заке до сих пор.

ЛЮСИ

Великолепная танцовщица и основная соперница Дины за египетскую сцену.
В детстве Люси занималась балетом, однако строгость и академичность балета ей очень не нравились, поэтому увидев выступления Наймы Акеф и Тахии Кариока, она навсегда отдала свое сердце восточному танцу.
Она говорит, что главное, что ценит в танце — это свобода. И почти все отмечают ее легкость и музыкальность в танце.
Люси много выступает в клубах, снимается в кино и сериалах, а также великолепно поет, добавляя в свои шоу выходы с вокалом.
Люси замужем. Примечательно, что со своим мужем она делит и работу — ее муж является владельцем клуба Паризиана, в котором она выступает.

АЗЗА ШЕРИФ

Умм Кальсум называла тело Аззы Шариф идеальным для восточного танца.
Азза родилась в 1954 году и в 18 лет впервые вышла на сцену, как танцовщица. Ее нельзя назвать самоучкой, как многих танцовщиц того времени. Обучение танцу проходило у самого Ибрагима Акеф.
Начало танцевальной карьеры пришлось на египетские клубы, где она много выступала, включая знаменитое «Сахара-Сити». Позднее Азза переезжает в Ливан и продолжает танцевальную деятельность уже там, однако уже к 1979 году поселяется в Лондоне и выступает в «Омар Хайам».
После Лондона возвращение в Египет Аззы прошло достаточно триумфально. Она выступала в лучших клубах, включая «Hilton» и «Mena House».
За всю свою жизнь она не только танцевала в клубах, но и снималась в фильмах, гастролировала. В последние годы Азза стала достаточного религиозной.

АЙДА НУР

Родилась Айда 4 мая 1956 года в Александрии и в александрийской государственной труппе начала свою танцевальную карьеру. После переезда в Каир Айда Нур стала солисткой труппы Махмуда Реды, где провела 15 лет. Позднее она ушла, начав сольную карьеру. Айда много выступала в пятизвездочных отелях и ночных клубах. Также она стала профессором Союза артистов Египта.
В 1974 году она приезжала в Россию в составе труппы Махмуда Реда и выступала на сцене Большого театра совместно с советскими артистами. В первой части концерта русские фольклорные танцы показывала труппа Большого театра, во второй части египетские артисты демонстрировали восточный танец. После чего, по воспоминаниям Айды, трупа Махмуда Реды и труппа Большого театра приехали в Египет, где дали такой же концерт, как в Москве.
Одной из отличительных особенностей является ее виртуозная игра на сагатах, тонкое чувство ритма. За свою танцевальную карьеру она объехала практически все страны, обычно комментирую вопросы о странах, что ей легче назвать где она не бывала, чем перечислять все посещенные ею страны.
В 24 года Айда родила сына, который повзрослев выбрал профессию не связанную с артистическим миром.

В настоящий момент она много преподает, является организатором Найл групп и выпускает танцевальные костюмы для восточного танца.

РАНДА КАММАЛЬ

Она родилась в г. Мансур, окончила колледж, однако всегда работала только в танцевальной сфере.
Ранда начала танцевать в 12 лет, посещая балетную школу. Позднее она переключилась на восточный танец, стала одной из участниц Реда групп, где провела 7 лет. После ухода из Реда групп она начала сольную карьеру. Сначала это была Александрия, где она провела 2 года, потом Каир. Она танцевала в ночных клубах, ресторанах и отелях.
Она предпочитает не готовить хореографию на выступлениях танцевать импровизацию. Считает, что нужно танцевать только так, как чувствуешь.
У Ранды есть сын.

ЗИЗИ МУСТАФА

Зизи Мустафа, также известная под именем Зейнаб, родилась в 1943г. Она была достаточно популярной египетской танцовщицей и актрисой 70-80 гг. В период с 60-х до конца 90-х она много снималась в кино.
Она убежала из дома в 13 лет, в день своей свадьбы, т.к. не была согласна с желанием родителей выдать ее замуж, и поселилась временно у своей подруги. Однажды при посещении тент-кафе «Сахара-Сити» ее попросили встать и станцевать. При этом событии присутствовал менеджер, которому очень понравилась манера исполнения Зизи. Он предложил ей место танцовщицы и небольшой оклад. Проблему с отсутствием костюма также решили — костюм предоставил менеджер, чуть уменьшив оклад будущей танцовщицы. однако не все так радужно сложилось: то, что она стала танцовщицей, не понравилось маме подруги, у которой она жила и Зизи пришлось искать другое жилье.
Танец Зизи был достаточно пластичен и нежен.
В 1982 г. Зизи родила дочь, Мену Шалаби, которая пошла по стопам матери, став актрисой и добившейся на этом поприще не мало успехов.


Египет – одна из древнейших цивилизаций в мире, которая оказала серьезное влияние на развитие человечества в целом. Долгое время египтяне не соприкасались с другими народами, и развитие их культуры, в том числе, и танцев, шло в полной изоляции.


Многообразие танцев Египта

Древний Египет стал родиной большого числа различных танцев. Ритуальные – исполнялись при проведении каких-либо обрядов и носили, в основном, религиозный характер. Целью военных танцев было поднятие боевого духа войска и устрашение врага. Гаремные танцы исполнялись наложницами, чтобы показать свою гибкость, сексуальность и грацию. Все остальные танцы исполнялись просто для развлечения.

Как танцевали в Древнем Египте

О технике исполнения древнеегипетских танцев можно судить по многочисленным предметам с изображениями танцующих египтян, дошедших до наших дней. Благо, сие историческое наследие имеется в большом достатке. Изображения убеждают нас в том, что танцы в Египте были очень разнообразными, если сравнивать их, к примеру, с современным танцем живота, то движений было гораздо больше. Часто можно увидеть танцоров, исполняющих сложные акробатические элементы и необычные пируэты. Руки, чаще всего, были плавные, «мягкие», открытые, но встречаются танцы и с характерными, отрывистыми движениями с зажатыми кулаками.

Влияние других народов. Египет не вечно развивался в полной изоляции. Со временем влияние соседних стран стало ощутимо до такой степени, что это отразилось на национальной культуре Египта. Большую роль сыграла Индия. Примерно в 1500 г. до н.э. в Египте появились первые индийские баядерки, которые добавили в египетский танец больше гибкость, утонченности и элегантности. Но, тем не менее, именно Египет, а не Индия, считается родиной танца живота.

В силу не спокойной политической ситуации в популярном месте для отдыха россиян — Египте, туристам часто не удается посетить объекты исторического наследия этой страны известные уж точно каждому россиянину еще со школьной скамьи- Карнакский храм, археологический музей или Пирамиды Хеопса. В курортных местах у моря, как правило все нормально, жизнь идет своим чередом и есть прекрасная возможность познакомиться с национальными танцами.
Танец — один из древнейших видов искусства. Несомненно, что с тех пор, как человек стал человеком — он стал жестикулировать, изменять выражение лица, двигать руками и ногами. Первыми изображениями танцев были египетские, на которых демонстрируются позы, каждая имела свое значение. Считается, что именно они и были первыми учебниками по танцам.

Как правило танцы были связаны с религиозным ритуалом

Один из них танец дервишей. который вводил дервишей в состояние экстаза. Правая рука дервиша поднята,через нее дервиш получает благословение с небес, а левая опущена и она передает благословение земле.

Танец-молитва. Он оказался очень зрелищным ритуалом.

В Египте танец дервиша -это национальный танец Танура, во время которого исполнитель кружится от нескольких минут до нескольких часов. В переводе с арабского танура- это юбка. Юбок одевают несколько, а во время танца снимают их по очереди.. Юбка весит до 18 кг. Сами понимаете, что это не легкая работа изящно танцевать, практически с двумя ведрами воды на талии.

Тануру танцуют почти всегда только мужчины. Искусство передается по наследству. Мальчики с раннего детства учатся танцевать тануру. Танцор должен отлично двигаться, быть гибким и иметь хорошую дыхательную систему.

Разновидность танца — Танура с бубнами. Не прекращая вращения, танцор берет бубны и передает их из руки в руку, выполняя вращения.

Продолжительное вращение непременно вводит в трансовое состояние и танцующих, и наблюдающих, если они к этому готовы.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать — наслаждайтесь танурой — национальным египетским танцем!


Многие туристы, побывавшие в Египте видели такой танец. Сейчас тануру танцуют и в российских заведениях.

Единственная женщина в России и одна из трех женщин в мире, танцующих тануру живет в Санк- Петербурге — это Эвелина Виговская.

С этим танцем она впервые выступила на Минуте славы в 2008 году.


Есть что сказать по этой теме? Пишите в комментариях, мне интересно ваше мнение.

Фольклорный танец - это танец, рожденный традициями страны или района. Обычно состоит из движений, которые может выучить большое количество народа. По традиции, фольклорный танец переходит из поколения в поколение в среде, в которой его танцуют. Фольклор - это культурное достояние всех людей, отражающее их обычаи, Привычки, музыку, костюмы и историю.

Фольклорный танец в свою очередь подразделяется на:
1.Исполняемый всеми людьми, выражающий их чувства. Он не связан с театром, этот вид очень популярен на национальных празднованиях и свадьбах.
2.Исполняемый профессионалами театрального танцевального искусства.

Саиди
В Египте живет много народностей, но самые горячие и опасные люди Египта - это Народ Саиди. Живут они вдоль Нила от города ASYUN до города ASWAN, в Южной части Египта. Мужчины этой области Египта очень любят красивые усы. Они их специально выращивают и холят, потому что большие и длинные усы это признак благополучия и богатства, особенно если к усам прилагается оружие, золото и 4 жены.………… Есть поговорка, которая звучит так: Самый красивый (крутой) мужчина на свои усы может посадить Орла.
Саиди - этим словом обозначают все, что имеет отношение к области Саид в Египте. Стиль Саиди можно танцевать с тростью и без нее.
Asaya: Асая - арабский термин трости. Этот танец пришел из Южного Египта из региона, под названием Саид или Верхний Египет. Традиционно в этой местности мужчины носили с собой длинные палки из бамбука, которые использовали в качестве оружия. Постепенно сложился особый мужской танец - Тахтиб, в котором имитировалось сражение на палках. Женщины переняли манеру танцевать с тростью, но сделали танец более легким и игривым, и сделали отдельный стиль-ракс эль асая (танец с тростью).

Гавэйзи
Гавэйзи - это цыганское племя, обосновавшееся в Египте. Первое значимое упоминание о Гавэйзи датировано 18-м веком. Когда Гавэйзи были изгнаны из Каира в 1834г., они поселились в Южном Египте. Их музыка, танец и культурные атрибуты заметно отличаются от того, чем известен народ Саиди, исторически населяющий эту область. В танце используют цимбалы. (Стиль Naima Akef.)

Бэлади
Бэлади в переводе с арабского означает “родина” или “родной город”. На египетском слэнге звучит как Ориентал Шааби. Танец Бэллади танцевали во многих деревнях по всему Египту. Обычно его танцевали в доме женщины и для женщин. В основном это были движения бедер. Движения рук были довольно просты и бессистемны. Танцевали босиком. Традиционная одежда для танца - белая голобея с платком на бедрах и платок на голову. Шааби - это стиль, который очень популярен в Египте, особенно в центральной части старого Каира на улице Мухаммеда Али, где родились и живут сейчас много известных артистов. Это стиль таких известных танцовщиц как Nagwa Foad, Fifi Abdu, Zinat Olwy.

Нубия
Нубия, известная в древности как царство Куш, простирается на юг от Асуана до столицы Судана - Хартума. Нубийцы, более темнокожие, чем собственно египтяне, имеют свой язык, свою культуру и традиции. Асуан самое солнечное место в Египте. Он находится на юге страны, и был в древности пограничным городом. Жизнь здесь течет неторопливо. Приятно совершить прогулку пешком по набережной или на лодке по Нилу, посидеть в ресторанчике у самой воды, послушать старинную нубийскую музыку. Нубийский танец - это групповой танец. Красочные костюмы, особенный необычный ритм. Люди из Нубии очень веселые и любят танцевать всегда вместе. На свадьбах собираются сотни людей, и все вместе танцуют.
Нубия - это название города и района на юге Египта. Нубия находится на границе с Суданом. Нубийский танец - это групповой танец. В основном это движения бедер. Красивая система рук. Особенный необычный ритм, в основном быстрый (похож на ритм халиджи). В качестве аксессуаров для танцев используют Доф (бубен), Хус (тарелка из тростника).

Хаггала
Хаггала - это стиль бедуинов, которые живут в оазисах Сахары. Хаггала переводится как “подпрыгивать”. Это очень энергичный танец в котором акцент делается на движения бедер. Движения включают хлопки ладонями и прыжки (прыжки в основном используют мужчины). Мужской танец хаггала напоминает Дабку(ливанский групповой свадебный танец). Традиционная одежда для этого стиля платье + юбка с множеством воланов.

Александрия
Александрия второй по величине город Египта. Александрия имеет скорее Средиземноморские, чем восточные черты. Дух и культура города отличны от остальной страны, хотя он и находится всего лишь в 225 км от Каира. В переводе на арабский Александрия звучит как “Эскандарани”. Стиль танцев Эскандарани очень веселый, зажигательный и игривый. Традиционная одежда для этого стиля платье и накидка (Melaya). Melaya часть национальной одежды женщин Александрии.

Шамадам
На египетском слэнге название этого стиля звучит как “ Авалем”. Полное название “Ракс эль Шамадам” - танец с канделябром. Его издавна танцуют в Египте. Большой узорчатый канделябр с зажженными свечами несет на голове танцовщица на свадьбе, освещая молодым дорогу в счастливую семейную жизнь. Потрясает искусство изолированных движений бедер, груди и мягкость шага, когда девушка танцует с канделябром - ведь он должен быть неподвижен! Только надо очень тщательно продумать костюм, чтобы не зажечь его и не испортить капающим воском. Традиционный костюм для этого стиля шаровары + топ или длинное платье с обтягивающим верхом и широким низом.

Ракс эль шарки
Или по другому его называют “Ориентал белли Данс”. Дословный перевод с арабского “ танец белли” т.е. той части тела, которая находится от пупка до бедер. В некоторых странах, в том числе и в России этот танец называют Танцем Живота, хотя это и неправильно. Есть много версий, почему этот танец называют именно так. Возможно, в других языках нет точного перевода слова “белли”. Почему “Белли Данс”? Название этого вида танца также вышло из названия “ Бэлади”, что в переводе с арабского означает “родина” или “родной город”. Танец Бэлади танцевали во многих деревнях по всему Египту. Обычно его танцевали в доме женщины для себя или для своих подруг. В основном это были движения бедер. Движения рук были довольно просты и бессистемны. Танцевали босиком. С 1921 года стиль “Бэлади” приобрел еще одно название “Ориентал Шааби”. Этот стиль, был очень популярен в Египте, особенно в центральной части старого Каира на улице Мухаммеда Али, где родились и живут сейчас много известных артистов. Это стиль таких известных танцовщиц как Nagwa Foad, Fifi Abdu, Zinat Olwy. Конечно же, за эти 80 лет стиль танца модернизировался, смешался с другими восточными стилями, но не стоит все же забывать о том, что “Ракс эль шарки” или “Ориентал белли данс” - это часть египетского Фольклора. А египетский фольклор насчитывает более 25 видов танца, и все танцы танцуются в основном той частью тела, которая называется “белли”.

Табла
Невозможно представить себе Восток без арабского барабана, который называется Табла. Звучание этого инструмента можно услышать повсюду, где бы вы ни находились на Востоке: На улице, на базаре, в кафе, на корабле, на любой арабской свадьбе…..
Табла - самый популярный и известный арабский инструмент. Этот инструмент - сердце восточной музыки и танцев. Крайне любимый и обожаемый в России. Может быть, потому что звук этого инструмента напоминает биение сердца….
Есть 9 различных ритмов таблы, о которых, к сожалению никто, не знает в России. Пока что это остается привилегией арабов- египтян. Надеюсь, в недалеком будущем в Москве откроется истинная школа по обучению игры на этом “волшебном” инструменте.

Танец с платком (шарфом)
Это один из самых театральных танцев, требующий актерского мастерства. Платок - это и фон, чтобы подчеркнуть красоту тела и движения. Это и то, что скрывает, чтобы потом открыть.
Танцовщице очень важно почувствовать платок не как часть костюма, а как часть своего тела.
Существует множество видов и форм платков: малайа, заливский и другие.
Шарф так четко ассоциируется с восточным танцем, что кажется, будто он был в нем всегда. Однако историки не могут найти древних корней у этого вида танца. Египтяне говорят, что шарф, возможно, вообще пришел из России. В 1940-х годах правитель Египта Фарух пригласил русскую балерину Иванову, чтобы та учила его дочерей искусству балета. Иванова научила известную египетскую танцовщицу по имени Самия Гамаль красивому выходу с шарфом и некоторым движениям с ним, и шарф прижился в Египте.
Западные танцовщицы очень подробно работают с шарфом, кутаясь в него и соблазнительно раскрываясь. Жива в европейском сознании сказка: Восток, гарем, тела прекрасных женщин скрыты дорогими тканями... Сами египтянки используют шарф лишь для выхода на сцену, и через 30-60 секунд отбрасывают его в сторону. Западный стиль кажется восточной публике безвкусным и слишком напоминает стриптиз. Русские девушки работают в некой промежуточной манере.

Танец с цимбалами (Сагаты)
Цимбалы - это один из самых древних музыкальных инструментов в виде двух пар деревянных или металлических пластинок. Их звук танцовщица использует как музыкальное сопровождение к своему танцу.
Сагаты (или цимбалы) требуют хорошего знания традиционной музыки и ритмических рисунков. Сагаты - дальние родичи испанских кастаньет, только сделаны из металла. Исполнительница успевает не только танцевать, но и аккомпанировать себе звоном сагатов. Еще внести свой ритм в музыку можно играя на бубне или тамбурине.

Танец с огнем
Продолжение культа огня. Могут использоваться свечи или лампы с ароматическим маслом. Как правило, танцуют с толстыми яркими свечами. Прекрасно также смотрится в танце лампа со свечой, напоминающую лампу Аладдина.

Танец со змеей
Менее распространенный танец - танец со змеей. С таким “атрибутом” танцевать довольно-таки сложно. Требуется большое умение, храбрость и опыт обращения со змеей.
Змея может составить девушке компанию в танце. Чтобы увидеть, как это выглядит, можно обратиться к фильму "От заката до рассвета", где Салма Хайек танцует с питоном-альбиносом. Конечно, это снова придумал падкий на мелкие эффекты Запад. Возможно, когда у нас тоже будет так много танцовщиц, что им придется соревноваться за рабочие места даже такими средствами, змеи тоже получат некоторое распространение.

Египет имеет богатую танцевальную историю, ведущую начало от древних танцев фараонов до стиля городского фольклора "балади" двадцатого века и современного танца "ориентал". В Египте множество провинциальных стилей народного танца.

Если говорить только о беллиденсе, то египтяне называют этот стиль "ориентал" или "ракс шарки", что означает "танец востока". Современный египетский беллиденс испытывает на себе постоянное влияние других танцев и зачастую смешивается с балетом и танцами кабаре.

Замечательные варианты различных египетских танцев имеют в настоящее время огромную популярность. Их популярность распространена не только на страны арабского мира, но и очень высока в других странах мира, включая США и Россию. В основном это танцы женщин, нацеленные на внимание мужчин.

Может быть поэтому они имеют сильнейшую энергетическую внутреннюю субстанцию. Многие современные танцы включили в себя различные элементы арабских танцев. Особенной популярностью пользуется танец живота. Этот танец имеет свыше пятидесяти различных вариаций исполнения имеющих характерные национальные черты.

Очень полезный для здоровья пользующих его людей. Также этот танец дает радостные ощущения непередаваемого удовольствия от движений, ощущения радости жизни. Не только Bellydance, но и другие арабские танцы пользуются неизменным успехом. В Египте также широко распространены арабские танцы альмей, которые дошли в современный мир из древнего Египта эпохи нового царства. Этот арабский танец имеет в своей основе любовные страдания и сопереживания влюбленных. Другие виды, имеющие место в современном Египте с более древними корнями происхождения это "Гавази" и "танец осы". "Гавази" очень эротический танец. Женщина в танце в движениях тела передает любовь от пробуждающегося состояния до восторга. Подобного же направления и танец страсти называемый "танец осы". Танцовщица в процессе танца срывает с себя части одежды до полного обнажения, сопровождая танец криком "оса". Элементы арабских танцев в результате взаимопроникновения формировали и формируют другие виды танцев. Так было с возникновением танца испанского танца "фламенко". Он много взял элементов танца живота. И арабские танцы взяли в свое исполнение элементы как испанских, так и цыганских танцев. Чтобы арабские танцы заблистали яркими красками необходимо было взять в руки кисть художнику, а именно таковыми являются современные профессиональные хореографы адаптирующие арабские танцы на современный лад. То что получается в результате нравится очень многим. Поэтому популярность арабских танцев сейчас на высоте. Восточные танцы уверенно шествуют по танцевальным площадкам всего мира. Арабские танцы можно наблюдать как на эстраде, так и в ночных клубах и на дискотеках.

Raks Sharki ("Ракс шарки") в переводе с арабского означает "Танец Востока", или просто "Восточный танец". Он существует в различных формах по Среднему Востоку и Северной Африке, но больше всего он расцвел и развился в Египте.

Современный египетский танец, конечно, очень сильно отличается от танцев древних египтян. На нем сильно сказалось влияние мусульманских обычаев. И все же какие-то отдельные черты древнего египетского танца сохранились. Недаром и поныне во время танцев употребляются инструментальные инструменты, сходные с найденными в катакомбах Фив. Некоторые позы и движения женского танца напоминают те, которые изображены на древних египетских барельефах.

С 19-го века и в первые десятилетия 20-го века, профессиональные танцовщицы в Египте делятся на Ghawazee и Awalim. Хотя большинство Египетских женщин умеют танцевать, мало кто становится профессиональными танцовщицами из-за общественного неприятия такого рода профессии. Ghawazee были цыганами, обычно выступали на улицах или во дворах, часто их аудиторией были люди низшего класса. Awalim были более уважаемы, чем Ghawazee. Они могли не только танцевать, но также пели, играли на музыкальных инструментах и читали стихи, их часто приглашали в дома богачей. В начале века знаменитыми Awalim танцовщицами были Bamba Kashar, Jalilah и Shafika el Koptia.

Вплоть до 30-х гг. 20-го века, танцовщицы чаще всего выступали в домах или в кафе. Затем, в Каире, ливанская девушка по имени Badia Mansabny открыла ночной клуб Casino badia, который был оформлен в стиле Европейских кабаре. Разнообразная программа отличалась восточным представлением в форме танцев, пения, игры музыкантов и комиков, включала также различные европейские номера, и даже предлагался концерт для семей с детьми в дневное время. Исполнявшийся на довольно небольших площадках, Raks Sharki пришлось приспосабливаться к большим сценам. Хореографы европейских танцев, работая для Badia Mansabny, помогали обучать танцовщиц, добавляя элементы из других танцевальных школ, в особенности из балета. Это было как раз в то время, когда костюм, состоящий из двух частей, соединенных между собой, который неотделимо ассоциируется с восточными танцами, вошел в моду.

В это время фильмы с участием танцовщиц из клуба Badia Mansabny стали очень популярны, превратив последних в великих женщин Египетского кинематографа. Танцовщицы добились такой популярности, какой никогда не могли бы добиться в прошлом.

Сегодня знаменитые танцовщицы выступают в ночных клубах или в пятизвездочных отелях, на свадебных вечеринках, в театрах и фильмах, вместе с другими представителями развлекательного жанра. Они обычно имеют собственные большие оркестры, включавшие несколько барабанщиков. Музыканты репетируют до тех пор, пока не добиваются того, что хочет танцовщица. Музыка часто пишется специально для них известными композиторами.

Полноценное шоу состоит из Raks Sharki, одного или более "табло": фольклор или сатира или еще что-либо, что дает возможность несколько раз поменять костюм. Некоторые исполнительницы добавляют не восточные, порой даже неуместные движения (или костюмы), чтобы отличаться или просто потому, что им это нравится. Пара молодых танцовщиц (особенно Дина) надевают на сцену меньше материи, чем мы надеваем на пляж.

(по арабски звучит как "эскандарани") - это веселый, зажигательный, игривый танец девушек.

Название танца происходит от названия египетского портового и рыбацкого города Александрия (или, по арабски, Эскендерайя). Этот танец является одним из видов египетского городского фольклора. Однако, это не тот фольклор, что исполняется традиционно, с древних времен, а скорее "придуманный" фольклор. Танец впервые придуман и поставлен на сцене известным египетским хореографом Махмудом Редой.

Непременным атрибутом танца является большое черное покрывало - меляйя. Изначально меляйя была шерстяной, это "верхняя одежда", в которой выходили из дому, полностью закутавшись в неё. Для танца она слишком тяжела, постепенно меляйя изменилась, став более легкой, атласной, шифоновой или трикотажной. Сейчас меляйя - это большой черный платок из нейлона или шелка, в который женщины заворачиваются с головы до пальцев ног. Для сцены меляйю отделывают пайетками из золота или серебра.

Под меляйей на танцовщице облегающее, яркое и короткое платье. Во время танца меляйя то соскальзывает с исполнительницы, то снова оборачивается вокруг ее фигуры. Голову покрывают шалью или чадрой и украшениями.

Поскольку девушки были рыбачками, они имели обыкновение подтыкать подол платья сбоку за пояс, чтобы он не мешал при вытаскивании сетей - отсюда традиционный скошенный край платья.

Александрийский танец исполняется непременно в босоножках, туфлях. Самые бедные слои населения обувь не носили, и, если девушка обута - значит, у нее приличный уровень благосостояния, она может себе это позволить. Но это были своеобразные туфли сабо, прозванные "Ship-ship", от звука, который они издавали при ходьбе - отсюда и несколько неустойчивая, "разболтанная" походка в танце.

Часто Александрия исполняется группой танцовщиков - либо несколько женщин, либо женщины и мужчины вместе. Если участвуют мужчины, то ими используется костюмы рыбаков (черные штаны, цветной жилет, шляпа). Костюм для мужчин: костюм египетского моряка или рыбака свободные длинные штаны, жилет и шляпа "yanke".

Махмуд Реда использовал для этого танца музыку стиля беледи. Также может использоваться любая песня, в тексте которой есть упоминание города Александрия, моря, порта. Может также быть любая современная популярная песенка, подходящая к образу - веселая и кокетливая. В песнях, под которые исполняется Александрийский танец, часто поется о том, что девушки собрались пообщаться, показать себя и найти женихов. Иногда в мелодию вплетаются пароходные гудки. Самые известные исполнители песен Эскандерани - это Ум Кальсум, Абдель Халим и Карим Махмуд - певец, у которого в репертуаре было большое количество александрийских песен.

Как и в других народных танцах, могут разыгрываться разные ситуации из жизни - встречи, ссоры, соревнования - кто кого перетанцует. Меляйя, как главный атрибут активно используется в танце - девушки заворачиваются, в нее, вращают концами шали, забрасывают за плечи различными способами и т. д. Большое количество оборок на платье предполагает горизонтальные движения бедрами и тряски плечами и грудью. Сценический костюм под воздействием моды стал гораздо короче народного платья.

- танец в арабском народном стиле. "Шааб" - в переводе народ, простой люд. Это театрализованый танец, в нем обычно изображают то, о чем поется в песне. Может быть не весь текст, но ключевые слова, смысл, показываются обязательно.

Этот танец может исполняться и под старый арабский "шансон" в традиционном народном стиле, где мужской голос звучит с характерной хрипотцой, иногда с особенным выговором, и под современные песни с использованием электронных инструментов. Можно различить и несколько вариантов стиля соответственно: более старый народный танец и городской шааби - уличный современный стиль, который очень популярен сегодня в Египте.

Шааби обычно исполняется в белой галабее, но сценический костюм допускает различные варианты и интерпретации народного платья. Шааби танцуют с покрытой головой, босиком, платье поддерживает кушак. Возможно использование различных предметов - корзины, кувшина, кальяна и т.д. Все зависит от фантазии танцовщицы, кушак можно развязать в течение танца, поиграть им, повязать на голову или опять вернуть на бедра. Особенно важно исполнителю создать и донести до зрителя особый настрой, задор и характер этого замечательного танца.

Отличительная особенность современных женских египетских танцев - исключительная гибкость тела и умение танцовщицы управлять не только движениями рук, ног, корпуса, головы, но и каждой мышцей в отдельности. Расслабленный, уверенный танец, много движений бедрами, и, тем не менее, не бешеный ритм. По большей части быстрая, иногда очень затейливая, оркестровая, расцвеченная музыка, особенно вступления. Много максума и барабанов. Короткий, медленный таксим, если он вообще бывает. Четкая постановка рук и акценты, движения и проходки, очень много взаимодействия с публикой.

Вот самые известые имена не только в танцевальном искусстве Египта, но и во всем мире: Махмуд Реда, Ракия Хассан, Айда Нур, Дина, Др. Фарида Фахми, Ранда Камаль, Сухер Заки, Мона Эль Саид и другие.

К сожалению, можно сказать, что танцевальная сцена в Египте пошла на спад после 1990-х годов. Одна из причин заключается в том, что стало меньше поддержки со стороны арабов стран Персидского Залива, которые раньше спонсировали пятизвездные ночные клубы Каира . Это было старое поколение, которому нравилось посещать эти клубы и смотреть танцевальные представления. Сегодняшнее молодое поколение предпочитает другие развлечения и обращается за ними в другие места. В результате несколько знаменитых клубов были недавно закрыты.

Другое серьезное обстоятельство заключается в том, что мусульманские экстремисты выбрали Египет страной для распространения своего консервативного влияния. Например, они предлагают семьям плату за то, чтобы их женщины ходили в традиционной мусульманской одежде вместо западных шмоток. Они также начали применять насилие к людям, поведение которых не вписывается в их жесткую интерпретацию ислама.

Экстремисты особенно нацелены против публичных выступлений танцовщиц, так как законы ислама требуют, чтобы женщина скрывала свою красоту ото всех, кроме своего мужа. Они распространяли угрозы о том, что любое мероприятие, где женщина будет исполнять танец живота в присутствии посторонних мужчин, будет насильственно прервано. В результате, многие люди отказались от приглашения женщин-танцовщиц на свадьбы и другие праздники, потому что никто не хочет неприятностей.

Хотя Египет знаменит танцем живота, но свободные движения телом в общественных местах являются вульгарными признаками промискуитета. Большинство исполнительниц танца живота в туристических отелях и на курортах являются американками или европейками, так как для мусульманки неприлично вести себя на людях столь вызывающе. Те танцовщицы, которые являются египтянками, как Фифи Абду и Дина, имеют личную охрану для защиты от исламских фанатиков, а танцовщицы Нагва Фуад и Сухер Заки, "ушли на пенсию" в конце 1980-го. Танцовщицы, которые раньше жили на доход от представлений на свадьбах и в более демократичных клубах, теперь едва сводят концы с концами. Многие египтянки вообще оставили танцы. Среди выступающих на сцене в основном остались иностранки из России, Аргентины и других далеких мест. Однако "танец живота" все еще популярен в наши дни, как и "тахтиб" (танец, изображающий бой и владение оружием), исполняемый мужчинами.

Cуфийский танец - танцы дервишей. В Египте они известны, как танцы «танура». Танец "Танура" - это египетская сценическая версия кружения дервишей. Танура считается одним из сложнейших танцев в мире. Самое главное – танцору необходим исключительно идеальный вестибулярный аппарат. Во время танца он совершает вращения вокруг себя в течение 15 минут, причем в одну сторону. При этом в его руках – несколько бубнов, и исполнитель, удерживая их и одновременно вращаясь с невероятной быстротой, показывает зрителю настоящее шоу. Затем наступает черед юбок – костюм танцора состоит из нескольких танур, надетых одна на другую, причем очень тяжелых. По мере убыстрения темпа музыки убыстряются и круговые движения исполнителя, а верхняя юбка взлетает вверх и под конец раскручивается умелым танцором на кончике пальца! Как и многие ремесла в арабских странах, ремесло исполнения тануры передается от отца к сыну: мальчиков с детства обучают мастерству этого удивительного и завораживающего танца.

Египет - единственная страна на Среднем Востоке, имеющая классическую балетную труппу - Каирский балет.

Почти сорок лет назад, Министерство культуры пригласило мастеров русского балета для обучения новообразовавшейся группы местных балерин и танцоров. В настоящем Каирский балет гордится 150 учениками, обучающимися в режиме полного дня, и срывает аплодисменты международной публики за свою прогрессивную и вдохновляющую работу.