Как решать проблемы самому? Рекомендации специалистов. Пять советов как научиться решать проблемы Мы поможем решить любые проблемы

Развитие интуиции. Упражнение 3. 28.06.2005,

Развитие интуиции. Упражнение 3.

Беспроблемная возможность.

Цель этого упражнения – настроиться на интуитивное сознание, то есть на такой уровень восприятия, когда Вы и мысли свои воспринимаете, и более тонкие, интуитивные сигналы чувствуете.

Интуитивное сознание характеризуется наличием позитивных мыслей и отсутствием мыслей о проблемах. Душевным «хорошо» вместо «плохо на душе». Ориентированностью в будущее (Чего хочу?»), вместо ориентации в прошлое «Чего не хочу?».

Это упражнение является приложением к статье «Как развить интуицию».

Главный тезис статьи – не нужно ничего развивать. Интуиция у нас есть с самого начала – от рождения. Но с течением времени канал связи забивается мусором – негативными мыслями, установками, воспоминаниями, иллюзиями («Душевное барахлишко», по аналогии с захламленной квартирой, где чего только нет, а нужного днем с огнем не сыщешь). Чтобы слышать интуицию нужно освободиться от вышеперечисленного «барахла».

Ну и в конце-концов, это упражнение предназначено для решения проблем:-). Да, да, именно так! Если у Вас в жизни проблемная ситуация, что-то не идет и ничего не получается придумать, я рекомендую использовать именно это упражнение.

Сначала прочитайте упражнение, поймите, как его выполнять, а затем сделайте. В начала текста идет инструкция с объяснениями. Краткая запись упражнения дана в конце статьи.

Упражнение «Беспроблемная возможность».

Шаг 1. Осознать свое «плохо на душе».

Когда в жизни проблема, все не очень хорошо, то и в душе состояния соответствующие. В душе чувства тягостные, в голове мысли бессмысленные, то есть такие, которые ничего позитивного не приносят, а лишь «загружают» все больше.

Первое, что надо сделать, - осознать именно это, «проблемное душевное состояние». Надо понять, что Вы себя плохо чувствуете. Осознание - это первый шаг. Именно осознание позволяет все изменить.

Казалось бы пустяк? Ничуть. Ведь если свои чувства не замечать, то можно и год ходить, и пять, плохо себя чувствовать, но привыкнуть к этому и считать такое состояние нормой.

Так вот, «скучно на душе» - это не норма. Это патология. Норма – это «нормально», средне так, спокойно. А состояние «все очень хорошо» - это признак душевно здорового человека, оптимистичного и полного сил.

Поэтому, прямо сейчас в себя загляните, душу свою пощупайте и скажите «Как Вы себя чувствуете?». Не гнетет ли Вас что? Не тревожит? Не тяготит ли кручина какая?

Если поймете, почувствуйте ДА, как-то не очень на душе, значит упражнение поможет Вам именно сейчас. Если сейчас все хорошо, значит, Вам оно понадобится в будущем, но при условии, что Вы будете осознаны.

Осознанность в нашем случае – это способность осознавать, что сейчас в моем душевном мире делается. «Как я себя чувствую?». Эффективной стратегией будет «Почувствовал, что плохо на душе, сразу взялся состояние менять». А тут и статья Вам в помощь.

Осознайте, какая жизненная ситуация вызывает Ваше душевное «плохо»?

«Плохо на душе» не появляется просто так, из ниоткуда. Всему есть своя причина, повод. Для душевных страданий так же должен быть повод и нам его надо найти, даже если до этого момента мы как-то об этом и не задумывались. Нам нужно понять – что в жизни вызывает «плохо» на душе.

Ведь частенько на душе плохо, а почему – непонятно, а нам надо понять. Ошибка типичная в таком случае у многих людей – не получилось разобраться, и разбираться прекратили. Ходим, душой мучаемся, а проблем не решаем.

Так вот, граждане, это прямой путь к депрессии душевной, к импотенции умственной и деградации физической. Душевные страдания – это повод понять, что в жизни что-то не так. Поэтому от страданий не бежим, но и не наслаждаемся, а по-деловому так, засучив рукава, начинаем с этим разбираться.

И разбирательство это происходит примерно так: окинули взглядом прошедшие 2-3 месяца и заглянули вперед на пару месяцев, с целью осознать, что вас «напрягает». Для этого задайте себе вопрос «Что тревожит меня? Что жить мешает?». Задали и ответили – нашли причину тоски-кручины.

Запишите «Моя проблема заключается в том, что ….». Что Вам надоело и хочется, чтобы это закончилось, другими словами.

Это только кажется, что трудно понять, что не так. На самом деле стоит только взглянуть на себя и жизнь свою со стороны, и все сразу ясно становится – вот ты, а вот проблема, и жить она тебе не дает, поэтому и на душе хреново. А ты не обращаешь внимания и крепишься, мол, я здоровый, и это переможу.

Решите, чего Вы хотите вместо этого.

Итак, у нас есть то, что не устраивает. Мы осознали проблему, но это лишь начало, хотя и важное. Следующая ошибка, которую делают примерно 70% граждан – знают чего НЕ хотят, но не знают, чего ХОТЯТ:-).

На примере: «У меня все плохо в семье, поэтому мне плохо…». Да, это хорошо, что ты умеешь честно взглянуть правде в глаза, но этого мало! А кроме того что этого мало, не стоит еще застревать в проблемном состоянии. Если Вас укачало в машине, то Вам надо отвлечься, иначе Вас вырвет.

Психология имеет свое объяснение «феномена», когда человек знает что ему мешает, но не знает чего хочет взамен. Это называется «фокус внимания». Это привычка замечать в жизни то или иное. В данном случае – это привычка замечать то, что не устраивает. А вот подумать о другом, о том, что хотелось бы вместо неустраивающего, такой привычки нет. Вот ее мы сейчас и заведем.

А. Ответьте на вопрос «Что Вы хотите в жизни прекратить или чего избежать?».

На этот вопрос у Вас уже есть ответ.

Б. Ответьте на вопрос «Что Вы хотите вместо того, что надоело?».

Заполните в предложении пропущенные части: «Сейчас меня не устраивает то, что….. Взамен этого я хочу, чтобы…..».

Вот и все, у Вас появилась положительно сформулированная цель и, что очень бывает полезным, мотивация к деланию чего-то.

Желание избавиться от проблемы – это мотивация ОТ - чего не хочу. А то, что Вы хотите – это мотивация К – к чему стремлюсь. Именно сочетание двух видов мотивации ОТ и К создает разность потенциалов и просто-таки выдавливает Вас в деяния и в лучшее будущее.

Поэтому не нужно навсегда отказываться от мышления «Чего я не хочу?». Просто мы к этому добавим мышление «Чего хочу?» и настроим свое внимание следующим образом: Как только Вы осознали, что Вам в жизни не нравится, не устраивает, сразу же начинайте думать над тем, что Вы хотели бы иметь вместо этого. Этим Вы измените свое душевное состояние.

Ведь очень просто понять, что получится в результате: когда Вы думаете о «проблеме», и состояние душевное соответствующее. Когда думаете «о хорошем», душа так же поет. Это во-первых.

Во-вторых, Вы прокладываете мостик к своему будущему вместо того, чтобы быть привязанным к прошлому. Ведь проблемы – они уже в прошлом. Они уже произошли, случились. То, что Вы имеете сейчас – это лишь их последствия, шлейф, дымка. Меняя фокус внимания с «прошлого» на «будущее» Вы это будущее и создаете.

В-третьих, Вы же помните, мы работаем с интуицией. Вот скажите мне, если рядом с Вами будет стучать обойный молоток и грохотать компрессор, Вы услышите пение соловья, например?

Как же Вы хотите слышать интуицию, если в голове тараторят и тарахтят проблемные мысли? Из-за них не то что интуицию, даже себя не услышишь. Успокаивая себя эмоционально и меняя мысли, мы переносимся с пыльной и шумной улицы на покойный и широкий луг… Шелестит трава… Мягко плывут облачка… Как хорошо здесь думается… О хорошем:-).

Ответьте на вопрос: «Каким надо быть, чтобы все решить».

Итак, мы знаем, чего хотим. Это отлично, но, сможем ли мы это получить, вот в чем вопрос. Ведь проблема возникла не просто так на пустом месте. Что-то в нас спровоцировало возникновение этой ситуации. Другими словами, то, какими мы сейчас являемся, создает ту жизнь, какую мы имеем.

Логично задать себе вопрос: «Каким мне надо быть, чтобы моя жизнь была лучше?», но это достаточно глобально. Давайте сконцентрируемся на решении нашей конкретной ситуации и спросим себя «Каким мне надо быть, чтобы эту ситуацию решить легко, даже и не считая ее за проблему?».

Трудность состоит в том, чтобы понять, каким надо быть ИМЕННО МНЕ. А что если подумать сначала о постороннем человеке. О ком-то, кто, окажись он на нашем месте, решил бы все эти мелочи влет. Ведь так бывает, знаете? Кажется все бесполезно, а приходит кто-то и в миг ситуацию «разруливает».

Итак, Вам задание, подумайте, вспомните, придумайте человека (модель), который, если бы он был на Вашем месте, даже и не заметил бы этой сложности. Кто бы это мог быть?

Запишите ответ «Если бы ХХ был на моем месте, он бы влегкую со всем разобрался…».

Интересный момент использования «модели» заключается в том, что мы используем с детства привычную нам форму обучения – моделирование.

Ведь как учатся дети? Им же никто не объясняет словами ВСЕ устройство отношений между людьми. Они учатся путем подражания, то есть моделируя. Ребенок на некоторое время становится тем, кому он подражает и копирует все его привычки, повадки, слова и действия (так, например, девочки играют в «маму», а мальчики в «машинки»).

Когда мы используем модель для обучения себя умению решать проблемы, мы идем самым быстрым путем передачи знаний – интуитивным. Ведь моделирование, копирование – это очень быстрый процесс.

Мы надеваем на себя роль модели, и некоторое время остаемся в ней. У нас появляются не свойственные нам мысли и действия. В жизни это происходит примерно так «Как бы поступил на моем месте Иван Иваныч? Так…». Это и есть моделирование. Возможно, Вы не осознаете, что Вы это делаете, но делаете все равно:-).

А теперь опишите свою модель. Ответьте на вопрос «Какой он? Что в его характере дает ему так легко проходить подобные ситуации? Что он умеет и какие знания умело использует?» и запишите свои соображения.

Интересно, понимаете ли Вы, что те цели, которые Вы поставили перед собой «Каким я хочу стать?» - это цели Вашего личностного и профессионального роста. Осознали?

Если кратко, то для достижения конкретной цели нужны конкретные личностные и профессиональные навыки. Ну, например, чтобы стать писателем нужно:

1. Знать и уметь пользоваться законами драматургии.

2. Знать и уметь пользоваться русским языком.

3. Иметь усидчивость для того, чтобы писать не менее 6 часов в день 6 дней в неделю.

4. Иметь настойчивость, чтобы 20 раз переписывать то, что не получилось.

5. Уметь придумывать новые сюжеты и героев – то есть быть фантазером.

6. Уметь продавать то, что написал – быть продвижителем J.

7. Иметь устойчивую психику, чтобы не падать под ударами «доброжелательной критики».

8. И т.д. и т.п.

Я понимаю, что когда Вы читаете мой список и пытаетесь так же красиво составить свой, не сразу-то это и получается. Почему? Непривычно это просто-напросто. Вы же в таком ключе не думали так явно до этого момента, верно? Ничего, тяжело в учении, легко в бою, зато личностный рост мощный будет.

Обычно под словами «личностный рост» подразумевают нечто беспредметное – ну, растет личность и растет себе, а у нас, видите, все целесообразно – личность растет ради получения конкретных жизненных результатов, а не просто так.

Репетиция и премьера.

Сначала проиграйте роль мысленно, а затем воплотите ее в жизнь.

Как я уже говорил в самом начале нашей беседы, цель алгоритма, который Вы изучаете, – настроить себя на легкое разрешение жизненных ситуаций, но у нас не было задачи придумывать различные варианты решения. Почему так? Потому что все мы сделаем последовательно. Я в скором времени напишу статью «Как придумывать идеи», а Вы пока как раз овладеете предложенным нам алгоритмом.

Что можно сделать прямо сейчас, чтобы не ждать «когда он случится – личностный рост»? Ведь не все ситуации требуют такого «капитального» подхода. Верно? Иногда достаточно себя успокоить, и мысли сами собой «на место становятся», но бывает и так, что жизненная задача достаточно масштабна и велика, и к покорению этой вершины стоит приготовиться основательно.

Если речь не идет о «покорении Эвереста», а нам нужно всего лишь решить какую-то жизненную сложность, сделайте следующее: сыграйте роль о том, как вела бы себя на Вашем места Ваша модель.

Пока непонятно? Как Вы думаете, у Вас есть задатки актерского таланта? Есть, есть, я уверен в этом. Если бы не было, Вы бы из детства так и не вылезли и были бы МБЦ.

Моделирование сродни актерской игре – Вы принимаете образ модели, одеваете его на себя также, как актер одевает роль, и живете. Но, в отличие от актера Вы не на сцене рассекаете, а в реальной жизни действуете, поэтому Вы лучше любого, самого замечательного актера.

Ведь что интересно, большинство актеров на сцене могут сыграть кого угодно, например, миллионера, в жизни же у них получаются роли какие-то жалкие – бедный актер, например:-).

Итак, вот Вам задание как лучшему из лучших актеров – представьте, как если бы Вы были той моделью, которую выбрали. Тем человеком, который легко решил бы Вашу ситуацию, будь он на Вашем месте. Оденьте на себя эту роль и, сначала мысленно представьте, что Вы в этой роли, Вы – Новый, Вы действуете так, как надо, и все у Вас получается.

Проиграйте этот спектакль в мыслях раз 5-7. Это актерская практика. Называется – «освоиться с ролью». Вы мысленно играете роль и Ваши эмоции, Ваш разум и рассудок привыкает к этой игре и к этой роли. А после того, как Вы почувствовали, что у Вас легко получается представлять, как все будет, идите в жизнь и играйте в жизни. Ведь вся жизнь игра, Вы помните об этом?

И еще раз, кратко, все упражнение:

1. Осознаем, что на душе плохо.

2. Спрашиваем себя «Почему плохо? В чем причина?» и находим ее.

3. Уточняем «Мне надоело то, что…» и переформулируем в позитив «Я хочу вместо того, что меня достало (надоело), чтобы было….».

4. Подумайте, какой человек легко разрешил бы эту ситуацию? Это может быть герой с экрана, из книги, реальный человек из жизни или выдуманный персонаж.

Фрагмент книги Ричард Ньютон. От слов к делу! 9 шагов к воплощению вашей мечты. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.

С этой книгой вы составите план действий, создадите визуальную схему достижения вашей цели, разбив трудный путь на понятные, короткие и реализуемые этапы, и начнете планомерно двигаться к мечте, будь то свой бизнес, новая профессия или профессиональные навыки игры на музыкальном инструменте.

Решение проблем - часть повседневной жизни. И вы должны быть готовы к ним, особенно когда работаете над воплощением большой мечты. Чем более она амбициозна и сложна, тем чаще вы будете сталкиваться с трудностями, причем серьезными. По мере роста амбиций вы станете все больше зависеть от умения противостоять обстоятельствам и делать выводы из своих ошибок.

К счастью, непреодолимые проблемы возникают крайне редко. А еще многие из них можно считать высосанными из пальца, поскольку мы сами их создаем, когда начинаем паниковать и терять над собой контроль. Сталкиваясь с проблемой, мы иногда не даем себе достаточно времени, чтобы обдумать причины происходящего и возможные способы изменения ситуации. И самое главное, не делаем выводов и не учимся.

Чтобы не сдаваться и упорно работать над реализацией своей мечты, нужны и смелость, и готовность приложить серьезные усилия. В этой главе мы постараемся помочь вам понять, что в проблемах нет ничего особенного, их можно решить тем или иным образом. Мы хотели бы, чтобы вы относились к ним как к чему-то обыкновенному, поэтому расскажем, как делать выводы и учиться. Последовав нашим советам, вы существенно повысите свои шансы на успех и научитесь учитывать собственный опыт.

Источники проблем

Проблемы - это препятствия и сложности, которые необходимо преодолеть, чтобы достичь цели. Как правило, они возникают по разным причинам и часто бывают следствием наших собственных ошибок и неудач. Можно выделить несколько факторов, которые обычно приводят к проблемам. Чтобы выявить их как можно раньше, мы советуем вам регулярно задавать себе перечисленные ниже вопросы.

  • Действительно ли я занят нужным делом и получаю результат? Нет смысла обманывать себя, оценивая свою работу необоснованно позитивно. Видите ли вы реальный измеримый результат работы, за которую взялись? Очень часто мы не достигаем поставленной цели и сталкиваемся с проблемами, потому что не до конца погружены в работу. Но если позволять себе лениться и потакать своим слабостям, вряд ли серьезно продвинешься на пути к мечте, да и проблем тоже не избежать.
  • Понимаю ли я, какие ресурсы понадобятся, чтобы сделать следующий шаг?

Начиная работать над своей мечтой, мы не имеем полного представления о том, что именно нам понадобится по ходу дела. Поэтому следует постоянно спрашивать себя, какие ресурсы потребуются на следующем этапе. Чаще всего мы упускаем какие-то детали в самом начале - и важно, чтобы все необходимое было под рукой в нужный момент, а не когда-нибудь позже.

  • Хорошо ли люди, которые мне помогают и работают вместе со мной, понимают, что нужно делать, чего мы уже достигли и как изменилась ситуация? Практически всегда самым слабым звеном в проекте оказывается коммуникация между участниками. Мы почему-то думаем, что окружающие нас полностью понимают, хотя нередко даже не даем им полной информации о том, чего от них ждем. По-нашему мнению, им известно то же, что и нам, следовательно, вообще все известно и понятно. Мы считаем, что коллеги и партнеры знают, как меняется ситуация и что нужно делать в новых условиях. Очень, очень важно проверять и перепроверять, все ли всё знают и понимают, особенно если вы чувствуете, что коммуникация между участниками не налажена. Так можно избежать хотя бы некоторых проблем. Чем меньше делать предположений, тем лучше будет передаваться информация о том, что по-настоящему важно и актуально.
  • Не развивается ли у меня паранойя? Некоторые люди слишком много размышляют о том, что может случиться. Иногда мы так сильно хотим избежать неудач или ошибок, что мысли об этом нас совершенно парализуют. Да и вообще, если много думать о потенциальных неприятностях, можно спровоцировать проблемы, которых при более спокойном отношении к происходящему и не возникло бы. Страх неудачи часто мешает отдать своей мечте все силы. Так что не позволяйте себе чрезмерно переживать и думать о возможных сложностях, лучше больше работайте!

Как избегать проблем

Одна простая и эффективная техника решения проблем поможет вам избежать многих из них. Время от времени обязательно задавайте себе два вопроса, о которых мы уже говорили выше в этой книге.

  1. Что, скорее всего, пойдет не так, и что можно сделать, чтобы этого избежать?
  2. Что может повысить шансы на успех?

Всякий раз, когда вы достигаете заметных результатов и дополняете новыми данными карту, задавайте себе эти вопросы, не забывая учитывать реальную ситуацию, изменения, произошедшие в вашем проекте с тех пор, как началась работам над ним, а также потенциальные изменения. Чем дальше вы будете продвигаться по пути к мечте, тем более детально сможете отвечать на эти вопросы, потому что станете лучше понимать, что еще необходимо для того, чтобы осуществить вашу мечту, какие приемы работают эффективнее и где может подстерегать неудача.

Кроме того, приобретаемый опыт поможет замечать появление новых возможностей и повысит шансы на успех. Используйте их, чтобы избежать некоторых проблем. Вы станете чувствовать себя увереннее по мере приобретения нового опыта.

Как решить проблему

В решении проблемы главное - понять, в чем она заключается, и не поддаваться страхам и волнению. Нет ничего хуже, чем в панике пытаться изменить то, в чем вы не до конца разобрались. Так можно все испортить, так и не найдя никакого решения. Предлагаем вам несколько советов, которые помогают преодолеть множество возникающих в ходе работы трудностей.

  • Если вы чувствуете, что слишком эмоционально реагируете на происшествие, постарайтесь успокоиться. Что тут может помочь? Отправьтесь туда, где вы сможете расслабиться, порадуйте себя чем-нибудь приятным, прогуляйтесь или сделайте нечто подобное.
  • Постарайтесь объяснить тому, кому доверяете, что случилось. После обсуждения проблемы вы не только успокоитесь, но и тут же обнаружите некоторые ошибки, которых не заметите, если станете вести диалог с самим собой. Как можно точнее описывайте хронологию событий. Не упускайте никаких деталей, даже незначительных и самое главное слушайте вопросы и комментарии собеседника.
  • Если вы работаете в команде, обязательно обсудите со всеми ее членами то, что произошло. Внимательно выслушайте их точку зрения, чтобы сравнить со своими соображениями, обратите внимание на расхождения в оценках. В ходе таких бесед легко выявляется причина возникшей проблемы.
  • Приступая к работе, вы наверняка делали разные предположения и допущения. Обязательно проверяйте, верны ли они, особенно в отношении тех этапов плана, где вы столкнулись с неудачей. Все мы склонны строить предположения, не проверив их истинности. Неприятности чаще всего возникают потому, что мы исходим из неверных посылок в самом начале работы.
  • Разобравшись с тем, что происходит, не спешите обвинять в неудаче себя или кого-нибудь другого. Поиски виноватого вряд ли помогут найти конструктивный выход из сложного положения. Направьте все силы на то, чтобы получить максимально позитивный результат, насколько это возможно в сложившейся ситуации. Подумайте, как лучше всего двигаться вперед и как быстрее решить проблему.
  • Не жалейте времени на то, чтобы обсудить все с командой, усвоить полученные уроки и сделать из них выводы. Что делать, чтобы избежать подобного в будущем? Не думайте, что все, в том числе и вы, сделают правильные выводы, если вы хотя бы не обсудите произошедшее. Чем больше вас беспокоит проблема, тем важнее сделать выводы и обсудить их с командой.

Откажитесь от всего, что не работает

Успешные люди умеют быстро разобраться в том, что не работает и вовремя отказаться от неудачной затеи. Учителя и родители наверняка предупреждали вас, как важно уметь бросить бесперспективное дело - при условии, что вы не бросаете свою мечту. Меняйте неверную тактику, отказывайтесь от ложного пути, но не отказывайтесь от мечты. Каждый день мы совершаем ошибки, вследствие чего понимаем, что эффективно, а что нет. Ошибки в гораздо большей степени, чем успехи, помогают человечеству развиваться.

Работая над осуществлением своей мечты, подготовьтесь к тому, что все участники проекта будут ошибаться. Если вы быстро учитесь, корректируете тактику и начинаете двигаться вперед более успешно, ошибки повернутся к вам позитивной стороной. Один раз потерпеть поражение - еще не значит полностью провалить дело. А вот неспособность учитывать негативный опыт и менять поведение, безусловно, ведет к провалу.

Важно также обращать внимание на то, с какими проблемами вы обыкновенно сталкиваетесь. Предположим, из раза в раз вы применяете неверную тактику, но пока не осознавали этого и, соответственно, не сделали выводов. Если вам покажется, что одна и та же проблема возникает снова и снова, или вы увидите некую закономерность в череде неприятностей, значит, вы не заметили и не осознали повторяющихся ошибок. В таком случае постарайтесь применить рекомендуемые нами методы решения проблем и поразмышляйте над тем, как вы вообще подходите к делу. Поговорите с другими людьми и, как только поймете, что именно делаете не так, прекратите это делать. Как говорил Альберт Эйнштейн, «делать одно и то же снова и снова и ждать нового результата - вот что такое безумие».

Не бойтесь менять подход к работе и увидите, что из этого выйдет. Чаще всего никаких радикальных изменений и не требуется: небольшие улучшения ведут к великолепным результатам и повышают шансы достичь успеха.

Не бросайте свою мечту

Не бросайте свою мечту только из-за того, что столкнулись с проблемой и не знаете, что теперь делать. Наберитесь терпения, причем и по отношению к себе, и по отношению к другим. Дайте себе время разобраться в происходящем. Джонас Солк* говорил: «Неудач не бывает - бывает только недостаток упорства».

*Джонас Солк (1914–1995) - американский исследователь, вирусолог; известен как разработчик первой вакцины против полиомиелита. Прим. ред.

По мере того как работаете над своей мечтой и все больше узнаете, вы начнете лучше представлять результат, яснее видеть, как добиться цели. Мы настоятельно советуем корректировать карту всякий раз, когда вы узнаете что-то новое и важное. Совершенствовать карту и четче определять свою мечту - отличная практика. А вот отказываться от мечты на полпути - никуда не годится. Этим вы только усилите собственные страхи, подорвете уверенность в себе, а развиваться потом станет сложнее. Чем чаще вы отказываетесь от своих целей, тем меньше вероятность, что вам удастся воплотить хоть что-то из того, о чем вы мечтаете.

Как понять, что я все делаю правильно?

Понять, что все идет как надо, что вы достаточно настойчивы и успешно справляетесь с проблемами, можно по нескольким признакам:

  • Вы спокойно рассуждаете о проблемах, с которыми сталкиваетесь. Когда вы спокойны, то прорабатываете проблему с рациональной, а не эмоциональной точки зрения и с большей вероятностью находите оптимальное решение.
  • Вы не теряете чувства юмора. Если вы еще способны посмеяться над собственными ошибками, это означает, что вы их приняли, сделали выводы и идете дальше.
  • Вы хорошо понимаете, что теперь нужно делать иначе, чтобы избежать проблем, подобных той, с которой только что столкнулись. Вам не терпится продолжить работу над воплощением своей мечты в жизнь.
  • По мере возникновения проблем вы чувствуете себя все увереннее и уже не сомневаетесь, что справитесь с ними.
  • Одна и та же проблема не возникает снова и снова. Даже если трудности и появляются, их можно считать новыми.
См. также: В чем твоя проблема? © Р. Ньютон. От слов к делу! 9 шагов к воплощению вашей мечты. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
© Публикуется с разрешения издательства

Олег Левяков

«Правильно сформулированная проблема – это наполовину решенная проблема»
Японская пословица

«Конечный продукт руководителя - решения и действия»
Питер Друкер

«Важность принятия решений в менеджменте не ставится под сомнение. Однако в ходе обсуждения основное внимание, как правило, уделяется решению проблем – т.е. получению ответов на возникшие вопросы. Это неверный подход. Одна из самых распространенных причин управленческих ошибок заключается в стремлении найти правильный ответ, а не правильное решение».
Питер Друкер

Тем не менее, между решением проблем и принятием решений лежит четкая граница. Прежде всего, она происходит из того, что в настоящее время понятие «разработка управленческих решений» распадается на две компонентные составляющие: «принятие решений» («decision – making») и «решение проблем» («problem – solving»). Однако сложность правильной идентификации этих понятий (определение той самой четкой границы между ними) привела к тому, что в научной и практической литературе происходит либо отождествление данных терминов, либо их крайнее противопоставление. Соответственно, представляется необходимым разобраться в сложившейся путанице.

Итак, прежде всего, стоит сформулировать саму проблему. «Четкая формулировка проблемы является обязательным условием ее решения... В случае ошибочного определения, ни одно решение не может быть верным и не поможет ни ликвидировать трудности в организации, ни предотвратить их появление вновь» (Перляки И., 1983). Можно выразить данную мысль и по-другому: «правильные решения устраняют проблемы».

Формулировка проблем имеет как объективные, так и субъективные трудности своего понимания.

Субъективной трудностью является отказ от существования проблемы из-за нежелания сталкиваться с самой проблемой, неумения ее правильной идентификации. Кроме того, многие люди ассоциируют термин «проблема» с нечто негативным и пораженческим. Примером такого отношения может служить следующий диалог:

Служащий: Питер, у меня есть одна проблема.
Менеджер: Нет-нет, у тебя есть возможность.
Служащий: Хорошо, у меня есть одна непреодолимая возможность.

Объективной трудностью является многозначность определения термина «проблема». Дело в том, что в настоящее время в научной и учебной литературе имеется очень большое количество трактовок данного понятия, что не способствует улучшению сложившейся ситуации в понимание что есть «проблема».

Приведем примеры.

  • Проблема – это ощущаемая трудность. (Дж. Дьюи).
  • Проблема – это различие между тем, что вы хотите, и что вы имеете (Э. де Боно).
  • Проблема – это отклонение от желаемого стандарта (Кепнер и Трегоу).
  • Проблема – это неудовлетворительное состояние дел. (Н. Рысев).
  • Проблема возникает тогда, когда человек имеет цель, но не знает, как ее достичь (Dunker, 1945).
  • Проблема – главное противоречие в ситуации, разрешение которого приближает ситуацию к поставленной цели (С.Н. Чудновская).
  • Двойственное понимание. С одной стороны – проблема понимается как расхождение между действительным и желаемым при неизвестных способах преодоления этого расхождения. С другой стороны – проблема означает расхождение между действительным и потенциально возможным. (О.А. Кулагин, 2001) и т.д.

Общими чертами всех определений являются восприятие проблемы как некоторой трудности, противоречия, которое надо преодолеть, и отсутствие готового варианта решения.

Понятие «решение» также неоднозначно и может рассматриваться как процесс поиска выхода из ситуации (той, которую обозначена как «проблема»), и как результат выбора того или иного способа уладить существующую проблему. Решение как процесс подразумевает наличие временного интервала, в течение которого оно разрабатывается, принимается и реализуется. Решение как результат выбора представляется волевым актом, ориентированным на наличие вариантов решения проблемы, сопредельных целей и мотивов поведения принимающего решение.

Сложность и разноплановость проблем вызывает трудности и в их классифицировании. Дело это чрезвычайно сложное, учитывая неповторимость каждой отдельной ситуации и сопутствующих условий, в которых она возникает, а, следовательно, когда мы горим о классификации проблем, то речь идет именно о характеристиках условий, в которых эта проблема будет решаться. Отсюда следует, что характеристики самой проблемы становятся характеристиками приемов, методов и технологий, используемых в вопросах разрешения проблем. К вопросам классификации проблем ученые подходят по-разному. Ясно одно, что «категории проблем должны фокусироваться не вокруг трудностей, отклонений, неудовлетворенности ЛПР текущим положением дел, а вокруг целей, которые преследует ЛПР». Отклонение от этого принципа может привести к тому, что область поиска возможных решений будет неоправданно заужена, а предлагаемые варианты действий будут приходить в противоречие с целями ЛПР.

Исходя из того, что формулировка проблемы обязательно должна содержать цель (или цели), которую необходимо достичь, рассматриваются три категории проблем:

  • Проблемы стабилизации (проблемы естественно возникающих изменений). Возникновение проблем данного типа связано с наличием отклонений от «нормальных параметров» функционирования бизнеса, в то время как поддержание этих «нормальных» параметров вполне соответствовало бы внешним условиям и целям управления.
  • Проблемы адаптации (оптимизационные проблемы). Они возникают в ситуациях, когда бизнес функционирует без явных нарушений, однако изменяются требования среды к результатам деятельности.
  • Проблемы инновации (проблемы преднамеренных (целенаправленных) изменений). Наличие данного вида проблем связано с необходимостью обеспечить не просто выживание, но и развитие бизнеса за счет создания чего-то совершенно нового, ранее не существовавшего.

Включение цели в формулировку проблемы требует так же четкости и ясности ее определения. И хотя целеполагание не является прерогативой теории принятия управленческих решений, важность формулировки цели неоспорима для обеспечения гарантий адекватности будущего решения в контексте решаемой проблемы.

Добиться такой постановки зачастую бывает и сложно и трудно. В условиях ограниченности времени могут возникать различные искажения формулировок, ведущие к искажению самого процесса разработки и принятия решений.

Прежде всего, довольно часто формулировку цели рассматривают как выбор из двух вариантов («Что мне делать в такой ситуации – выбрать вариант 1 или вариант 2?»), хотя правильно было бы поставить вопрос «Чего бы Вы хотели добиться, принимая данное решение?». Речь идет о разделении вопроса, связанного с решением и цели решения. Подобное искажение возникает из-за многогранности и сложности самих принимаемых решений, ведь с каждым решением связано множество целей, требований, сомнений и разных проблем. Но если все эти моменты включать в формулировку цели, то она станет слишком расплывчатой. Для того чтобы она стала конкретной, формулировка цели должна быть сосредоточена на одном параметре. Но и при этом возможно искажение формулировки за счет того, что цель окажется слишком узкой. Цель должна быть достаточно общей, широкой, чтобы она не ограничивала варианты решений и была связана с видением будущего развития бизнеса. Практической рекомендацией будет использование в формулировках конкретных глаголов действия «достичь, развить, получить, использовать...». Хорошим подспорьем будет начать с вопроса решения «Почему это важно?» и повторять его до тех пор, пока не будет обнаружена цель, отображающая основную причину, по которой имеется заинтересованность в решении. Не следует забывать и о личных целях. Зачастую интересы ЛПР и бизнеса находятся в конфликте или настолько тесно переплетены, что довольно сложно отделить их друг от друга. Тем не менее, при определении основной цели такое разделение крайне необходимо. Лучше всего осуществить согласование личных и бизнес-целей. При невозможности подобного процесса, обычно рекомендуется выбрать что-то одно.

Хорошим подспорьем при работе с проблемами является использование структурированного подхода и его инструментов: диаграмм причинно-следственных связей, концептуальных карт и карт мысли, графа проблем, составление списков и др. инструментов.

Более общим по отношению к понятию «проблема» является понятие «проблемной ситуации», поскольку представляет собой проблему в сочетании с конкретными условиями ее возникновения. Характеристика проблемной ситуации содержит:

  • Формулировку проблемы, понимаемой не как симптом, а как источник, причина неудовлетворительного состояния дел. «Проблема» не должна быть следствием других проблем. Например, если известно только, что имеет место «сокращение объемов продаж», то проблема не ясна, поскольку падение продаж является следствием каких-то проблем в дизайне, производстве, маркетинге, во внешней среде фирмы и т.п. В то же время потребность в расширении бизнеса – проблема, т.к. не нуждается в обосновании другими.
  • Ожидания ЛПР, под которыми понимаются представления о решении, конкретные в такой степени, что они позволяют оценивать допустимость и сравнивать привлекательность различных вариантов решений. Так, если ЛПР не удовлетворяют текущие объемы продаж, то «ожидания» включают его представления о том, какой объем удовлетворителен в данной ситуации. Такие представления могут отсутствовать.
  • Возможные пути решения проблемы, представляющие конкретные варианты действий, которые нужно не придумывать, изобретать и т.д., а лишь оценивать и сравнивать на предмет соответствия ожиданиям. Например, это может быть конкретное предложение по изменению дизайна продукта, направленное на изменение его привлекательности и увеличение продаж. Такие варианты могут быть в наличии, или отсутствовать.

Исходя из условия наличия или отсутствия одного из терминов, проблемная ситуация классифицируется по следующим типам.


Классификация типов проблемной ситуации

Тип ПС Проблема Ожидания Пути решения
Задача Известна Известны Известны
Структурированная проблема Известна Известны Не известны
Неструктурированная проблема Не известна Известны Не известны
Структурированное поле возможностей Известна Не известны Известны
Неструктурированное поле возможностей Известна Не известны Не известны
Решения, ищущие приложения Не известна Не известны Известны
Поиск идей Не известна Известны Известны
Неопределенные возможности Не известна Не известны Не известны

Если перед лицом, принимающим решение (ЛПР), возникает задача, тот от него требуется принятие решения. Если перед ним - неопределенные возможности – то от ЛПР требуется решение проблем. Остальные типы проблемной ситуации располагаются в континууме между этими понятиями.

Что делает проблему нерешаемой?

Нерешаемой проблема выглядит, когда человек 1)не знает, как ее решать 2)знает, но не может.

Давайте сначала разберемся с первым пунктом.

Человек не знает, как решать проблему, не видит пути решения.

Это самое сложное, нервное и неприятное состояние. Когда уже знает, но не может, легче, понятно, что делать, задача - собраться с силами. А не зная как, человек мечется и ищет кого-то, кто мог бы помочь ему эти пути увидеть. Он идет к друзьям, ищет ответа в интернете, записывается к психологу.

В я уже дала универсальный рецепт, как обнаружить пути решения любой проблемы. Для этого бывает достаточно при рассмотрении этой проблемы поменять внешний локус на внутренний.

Объяснение этого чуда простое. Человек не знает «как», когда описание проблемы находится за границами его влияния. Стоит расположить проблему внутри собственных границ, и появится решение.

Посмотрите еще раз примеры, как меняется локус и переформулируются проблемы.

Проблема: "любимая женщина не любит меня".

Эта проблема нерешаема, потому что решение ее находится вне границ влияния человека, идет речь о том, что делает или не делает другой человек, в данном случае – не любит.

Как переформулировать эту проблему, сменив локус?

Есть несколько вариантов. «Я переживаю из-за нелюбви женщины» - и тогда проблема – переживания. С переживаниями работать можно, можно работать со страдающей самооценкой, горечью и страхом перед крахом отношений. «Мне кажется, что меня не любят» - и тогда проблема разобраться, любят ли. Хотя в последнем случае важно понять, для чего нужно разобраться? Что он с этим знанием будет делать? Уйдет, будет стараться вернуть баланс? Если первое, выяснять есть смысл, а если второе, над балансом можно работать и без этого знания.

Есть более-менее общая формулировка для таких проблем, для которой нужно понимание концепции дисбаланса: «я в минусе в этих отношениях» - и тогда проблема - собственный минус, с ним можно работать. Эта работа касается снижения своей зависимости от человека и формирования своей персоны в его поле, более значимой, чем сейчас. Второе – это возможность даже немного выйти за границы, оставаясь во внутреннем локусе (это с точки зрения психологии и является "магией", но имеет научное объяснение, то есть не касается ничего сверхъестественного).

Внутренний локус – скафандр, который позволяет выходить в любое безвоздушное пространство и посещать чужие планеты. В пределах собственной планеты (своих границ) – локус и так внутренний, скафандр заменяет атмосфера.

Посмотрим еще проблему: потеря работы (любая потеря, чего и кого угодно, даже жены)

Во внутренним локусе эта проблема будет выглядеть как «переживания по поводу потери» и(или) «поиск замены». С той и другой проблемой, и даже с обеими сразу, можно работать. Просто с потерей работы ничего сделать нельзя. Работа уже потеряна, это вне влияния человека. А вот со своими переживаниями человек что-то делать может: он должен найти способы переключения, компенсации, утешения, справиться с нанесенной ему травмой (поднять самооценку, восстановить свою целостность, обновить защиты и так далее)

Кстати, о травме. Имея проблемой травму, очень важно опять-таки держаться во внутреннем локусе. Травма уже нанесена (или так кажется, неважно), обратно не отмотаешь, задача – убрать все негативные последствия, восстановиться. (Либо нужно формулировать проблему не как "моя травма", а иначе, например "борьба за права других травмированных"). При лечении травмы «отмщение» или «прощение» - это разные способы восстановления внутренней целостности, важно найти тот способ, который будет наиболее эффективен, но не забывать о перспективе. Некоторые считают, что без отмщения целостность не восстановишь, но это далеко не всегда так. Некоторые уверены, что стараясь отомстить, всегда потеряешь больше. Это тоже не всегда так. Важно рассмотреть свою ситуацию и внимательно разобраться – зачем хочется отмщения, что именно это восстановит или не восстановит, очень часто это дает лишь иллюзию восстановления «справедливости» и «самоуважения», но иногда не только иллюзию, и тогда вопрос лишь в нахождении адекватных способов.

Но это отдельная тема, и если она всех очень заинтересует, я потом расскажу подробней.

Локус всегда нужно смещать, даже когда кажется, что сместить его вовнутрь невозможно. Всегда есть хотя бы часть проблемы, которую можно сместить внутрь собственных границ. Все, что находится за границами – нерешаемо, недоступно, не заслуживает длительного внимания, поскольку сделать ничего нельзя.

Конечно, знать решение – это еще очень мало для того, чтобы решить проблему. Должны быть еще силы. Поэтому я написала в начале поста, что нерешаема проблема, когда человек не знает, как, или знает, но не может. Чтобы найти средства для решения проблемы, которая находится во внутреннем локусе, то есть в пределах собственного влияния, важно понять, что блокирует силы. Как правило, это либо 1)фрустрация (апатия), либо 2)страх, он же неуверенность.

Как преодолеть или обмануть фрустрацию и как справиться со страхом и неуверенностью в себе для решения проблемы, я буду рассказывать.

А пока задачки для вас по теме «перемена внешнего локуса на внутренний».

Переформулируйте следующие проблемы, чтобы локус из внешнего стал внутренним. Формулировка может быть не одна, а несколько.

1. «Коллега достает глупыми разговорами на работе»

2. «Мать постоянно лезет с ненужными советами»

3. «Ребенок не хочет делать уроки»

4. «Муж обижается за слишком редкий и скучный секс»

5. «В жизни не происходит ничего интересного»

6. «Жена постоянно пилит по поводу денег»

7. «Начальник – дурак»

Квадрат Декарта

Идеальный метод решения любых проблем, которые тебя пугают. Дело в том, что мы слишком часто зацикливаемся на одном-единственном вопросе: «Что будет, если это произойдет?» Это мешает найти решение, потому что ты смотришь на проблему только с одной стороны. Квадрат Декарта — простейшая техника, которая позволяет найти решение в считаные минуты. Итак, нарисуй на листе бумаги квадрат. Раздели его крестиком на четыре части. В каждой части напиши вопрос.

Что будет, если это произойдет?

Что будет, если это НЕ произойдет?

Чего НЕ будет, если это произойдет?

Чего НЕ будет, если это НЕ произойдет?

Ответь на все четыре вопроса, и решение проблем придет само. Просто потому, что ты рассмотришь ситуацию с четырех сторон.

Автоматическое письмо

Метод, который потребует от тебя времени и терпения, но результаты могут тебя ошеломить. Суть метода очень проста: тебе просто нужно взять ручку, бумагу(много бумаги!) и начать писать. Нет необходимости заранее формулировать вопросы, на которые нужно найти ответы. Суть автоматического письма в том, чтобы отключить сознание и позволить подсознанию выйти наружу. Итак, тебе нужно остаться в одиночестве в спокойной обстановке. Бери ручку, бумагу и начинай писать все, что придет тебе в голову. Не останавливайся. Тебе потребуется много времени — от 20 минут до часа. В какой-то момент ты действительно начнешь писать совершенно автоматически, то есть перестанешь думать о том, что именно ты пишешь. Потом тебе останется только перечитать написанное. Скорее всего, ты найдешь ответ на все свои вопросы. Но, правда, он может тебя удивить.

Смена фокуса

Невозможно объективно рассматривать проблему, находясь внутри. Просить совета у сторонних наблюдателей тоже бессмысленно, потому что они-то не бывали внутри проблемы и понятия не имеют, что она на самом деле собой представляет. Собственно, остается только один выход — тебе самой нужно стать« сторонним наблюдателем». Сделать это можно только одним способом, в буквальном смысле убежав от проблемы. Ногами. Следующий этап — отвлекайся! Дело в том, что, если ты просто уйдешь, ты не перестанешь думать о сложной ситуации. Тут может помочь время(которого у тебя, скорее всего, нет) или сильные впечатления — лучше позитивные, естественно. Тебе нужно вытеснить эмоции. После того как ты на какое-то время устранишься от проблемы и физически, и эмоционально, ты сможешь к ней вернуться в качестве« стороннего наблюдателя». Этот поможет взглянуть на ситуацию другими глазами и найти пути решения проблем.

Обращение к специалисту

Если ты совсем запуталась, близкие, скорее всего, предложат тебе обратиться к психологу. И ты, скорее всего, к нему не пойдешь. Потому что кто его знает, как искать хорошего специалиста. И потом, на это нужны время и деньги, которых тоже может не быть. На самом деле важно понять следующее: тебе необходимо взглянуть на проблему чужими глазами. Именно поэтому тебе не поможет подруга, которая знает о проблеме; не поможет мама, которая прекрасно знает тебя; и уж тем более не поможет тот человек, который находится внутри той же самой проблемы. Не надо бояться психологов. Не нужно искать самого лучшего в мире специалиста — вполне вероятно, что тебе понадобится всего пара сеансов. И нужно быть готовой к тому, что специалист не даст тебе никаких советов, но это и не нужно. Сама возможность изложить суть проблемы постороннему человеку помогает взглянуть на нее словно чужими глазами.

Мозговой штурм

Старый добрый способ решения проблем — ты наверняка не раз к нему обращалась. «Посоветоваться с подругой» — это оно. Но на самом деле, чем больше« мозгов» будет задействовано, тем лучше. Тебе нужна компания людей, готовых тебе помочь, место, в котором вы можете собраться, и время на то, чтобы перебрать все варианты. Для решения глубоко личных проблем этот способ не очень подходит. Но если это ситуация, в которой ты чувствуешь себя в тупике, коллективный мозговой штурм — идеальный метод. Потому что никто из твоих друзей не предложит тебе подходящее решение сразу. Оно родится само, в процессе.

Поедание мамонта

« Можно съесть даже мамонта, если есть его по частям» — вот, собственно, вся суть метода. Тебе даже не нужно этого« мамонта» разделывать, потому что ты погрязнешь в новой проблеме — как бы это лучше сделать. Представь, что ты — хищник, перед тобой добытая туша мамонта. Подходи и кусай. То есть не ищи какой-то единственно верный путь решения проблемы, пробуй подходить к ней с разных сторон и «откусывать» понемногу. То есть совершать небольшое усилие, то, которое тебя не слишком сильно напряжет и не испугает. Таким образом ты прощупаешь проблему со всех сторон — это во‑первых. А во-вторых, постепенно придет понимание, с какой стороны ее все-таки лучше решать.