Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром Ознакомление с окружающим развивающие игры

Игру как явление не оставили без внимания многие отечественные и западные педагоги и психологи. Использование игры для решения различных педагогических задач способствовало развитию как ее формы, так и содержания. Признавая влияние игры на развитие психических новообразований и на всестороннее развитие личности ребенка, те и другие подчеркивали, что возможность играть для детей очень важна.
Специалисты отмечают, что игра в определенной мере является одним из способов познания окружающего мира, особенно тогда, когда дети используют игру как отражение действительности. Игра, как указывал профессор А. В. Запорожец, возникает не самопроизвольно, как продукт индивидуального творчества, а под влиянием и в результате усвоения социального опыта. Ребенок, как и взрослый человек, – существо общественное. Он живет и воспитывается в обществе своих родителей, сверстников, в окружении работников детского сада и т. д. Так постепенно формируется личность. Необходимо отметить, что окружающая среда, в которой развивается ребенок, не сводится только к природной сфере, она включает в себя и производственную сферу, и отношения между людьми. Ребенок узнает об окружающем мире посредством чувственного восприятия и через определенные источники информации (взрослые, старшие дети, сверстники, литература, искусство, СМИ и т. д.). Маленький ребенок является своего рода носителем определенных биофизических компонентов, которые, с одной стороны, делают его частью природы, а с другой – отличают его от других живых существ, находящихся в природе и социуме.
Следует отметить, что между тем, каков мир на самом деле, и тем, каким воспринимает его ребенок, существует некоторое различие. Правильно понять окружающую действительность (природную и социальную) ребенку в учебно-воспитательном процессе через определенные формы работы с ним поможет педагог. Впечатления, полученные детьми, создают не только базу для развития и формирования правильных представлений, но и являются определенной почвой для проведения совместных игр. В своей повседневной работе мы используем дидактическую игру как средство ознакомления и уточнения знаний о природной среде и шире – как средство ознакомления детей с социальным миром. Обеспечить правильное, безболезненное усвоение детьми общественного опыта помогут игры, подготовленные педагогом с учетом всех требований, предъявляемых к их проведению. В процессе игры в смоделированных педагогом ситуациях ребенку легче спланировать свою деятельность и усвоить норму поведения в окружающем мире.
Воспитывающий характер игры повышается в результате обогащения детей знаниями, то есть в процессе воспитательно-образовательной работы. М. Горький считал, что «воспитание ставит перед собой три цели: насыщение человека знаниями о нем самом и о мире, окружающем его; формирование характера и развитие воли; формирование и развитие способностей». Игра является своего рода деятельностью, которая может решить данные задачи, ведь в игре, как и во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. При этом происходит взаимодействие игровых и реальных взаимоотношений между детьми.
На современном этапе развития общества требуется новый тип личности, обладающей глубокими знаниями об окружающем мире, умеющей выбирать правильное поведение, здоровый образ жизни. Поведение каждого человека связано с объемом знаний, имеющихся у него. В воспитании подрастающего поколения (в данном случае детей дошкольного возраста) именно дидактическая игра оказывается наиболее эффективным средством для ознакомления, уточнения и систематизации знаний об окружающем не только природном, но и социальном мире.
Планируя содержание дидактической игры по ознакомлению детей с социальной действительностью, педагог прежде всего должен создать условия, при которых будет происходить воздействие на интеллектуальное, нравственно-волевое развитие ребенка и формирование его эмоционально-положительного отношения к окружающему. Например, содержание дидактической игры «Поступи правильно» направлено на формирование у ребенка представлений о положительных и отрицательных поступках человека в повседневной жизни. В основу этой игры легло стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Материалом для этой игры служит серия картинок, на которых изображены дети в различных бытовых ситуациях, соответствующих сюжетам стихотворения, то есть даны примеры как положительного, так и отрицательного поведения детей. В ходе игры детям предлагается рассмотреть изображения, вынести оценку поступкам героев, отложить карточки, изображающие положительные поступки, в одну сторону, отрицательные – в другую. Выяснить, как бы поступили дети в подобных ситуациях. В этой игре выявляется способность детей оценить обстановку исходя из собственного опыта и определенных обществом правил и норм. В игровой форме развиваются начальные умения сочувствовать, сопереживать, прийти на помощь, то есть формируется жизненная позиция ребенка в социальной и бытовой среде. Осмысление ребенком событий, объяснение поступков героев из серии сюжетных картинок обогащают опыт дошкольника и формирует эмоционально-оценочное отношение к обществу, в котором он находится.
Неотъемлемую часть ознакомления с социумом составляют дидактические игры, содержание которых связано с профессиями людей. Вниманию детей можно представить, например, игру «Карта профессий». Материалом для нее служит большая картина, состоящая из скрепленных разноцветных листов с изображенными на них различными общественными учреждениями. На этой картине есть исходная позиция для играющих, от которой идет дорожка из кружков к тому или другому учреждению. Двигаясь по одной из таких дорожек, ребенок называет профессии людей, которые работают там, куда ведет дорожка. Эта игра направлена на выявление общих представлений детей о том, где работают взрослые люди, на знание специальностей, на соотнесение места, специальности и вида деятельности (врач работает в больнице, поликлинике, он лечит людей, учитель работает в школе, он учит детей и т. д.). После такой игры целесообразно ввести игры по ознакомлению с определенным видом профессии (строитель, почтальон, водитель и т. д.), которые дают более полное представление о труде и своеобразии профессий людей. В содержание этих игр включено и ознакомление детей с механизмами, помогающими труду людей (строителям, водителям, грузчикам, бригадам «Скорой помощи» и т. д.).
Эффективны игры, в которых детям предлагается побывать в роли людей той или иной профессии. Например, в дидактической игре «Составь сказку» дети становятся мультипликаторами: самостоятельно составляют по знакомому произведению «кадры» для диафильма. Материалом для этой игры служат импровизированная «лента диафильма», «кадры», заполненные и пустые, которые должны зарисовать сами дети, цветные карандаши. Возможности, заложенные в этой игре, не только помогают интеллектуальному развитию детей, развитию навыков изобразительной деятельности, но и формируют у детей умение трудиться сообща. Результатом совместного труда детей станет составление и зарисовка ими «ленты диафильма». С ее помощью можно провести работу по составлению творческих пересказов.
Структура и особенности данных игр определяют их большие потенциальные возможности. Уникальное соединение – замещение реальных объектов на образные и наличие дидактической задачи, свойственные игре, – дает возможность педагогу, с одной стороны, достичь в ходе игры познавательных целей, а с другой – смоделировать различные (реальные и нереальные) ситуации, в которых дети решают как игровые, так и познавательные задачи. Балансирование между реальным и образным, существующим и выдумкой, конечно, привлекает внимание и интерес детей. Образность содержания многих дидактических игр позволяет сравнить их со сказкой, но только игра позволяет детям быть активными, что очень важно именно для ребят дошкольного возраста. Действия в дидактической игре могут быть различны как в практическом, так и в умственном плане – начиная с действий, позволяющих развивать сенсорные процессы, и заканчивая сложными логическими умозаключениями. Игра органически вписывается во все разделы воспитательно-образовательной работы с детьми.
Для получения положительного результата, необходимо продумать содержание игр для каждого направления воспитательно-образовательной работы с детьми. Включать игру в ту или иную форму занятия можно неоднократно. При этом в содержание уже известных детям игр нужно вносить новые элементы. Использование конкретной игры диктуется не только заложенными в ней дидактическими задачами, содержанием, но и набором наглядного дидактического материала. Желательно использовать широкий диапазон наглядных материалов больших и малых форм, можно привлечь музыкальное сопровождение, включить художественно-творческую деятельность детей.
Игры, предложенные вниманию детей, должны быть связаны между собой в каждой из форм воспитательно-образовательной работы. Взаимосвязь дидактических игр довольно легко осуществить, если выполнить определенные требования к данным играм: от игры к игре должно происходить развитие мыслительной деятельности детей; каждая последующая игра должна по возможности продолжать последовательность действий, событий предыдущей; после каждой пройденной темы необходимо составить комплекс игр на отработку полученных знаний, умений и навыков. Теперь проиллюстрируем, как выполняются эти требования, на примере нескольких дидактических игр.

Строитель

Цель . Выявить уровень знаний детей о профессиях строителей, машинах, помогающих строить дома, стройматериалах для постройки дома, процессе постройки, закрепить знания порядкового счета (1-й, 2-й этаж и т. д.). Формировать умение образовывать существительные с суффиксами -щик- , -чик– (крановщик , каменщик , водопроводчик и т. д.).
Материал . Картины, изображающие блоки, панели домов, картинки с изображением машин, помогающих при строительстве домов, и т. д.

Задания:
1. Отобрать из большого количества предложенных механизмов и материалов необходимые для постройки «дома».
2. Установить последовательность постройки «дома».
3. Построить «дом».
В ходе этой игры педагог объясняет детям, что возведение дома – это сложный процесс. Обращает внимание детей на определенную последовательность работы строителей. Вначале архитектор определяет место для возведения здания. На этой площадке рабочие, инженеры роют котлован на определенную глубину, выравнивают его. Далее начинают возводить фундамент. Фундаменты бывают разные: ленточные, на сваях и т. д. – в зависимости от несущей способности грунта, на котором строится здание. Когда работы по возведению фундамента закончены, начинается работа по постройке самого здания, по этажам.

Спланируй город

Цель . Закрепить знания детей о том, что такое город, какие здания, учреждения, дома находятся в городе. Выяснить с детьми, как лучше спланировать строительство города по карте. Обратить внимание детей на экологию города. Формировать умение с опорой на карту составлять макет города из крупного «Строителя», умение оперировать предметами-заместителями. Обратить внимание на красоту архитектурных сооружений в Москве.
Материал . Большая карта города, крупные карточки с изображением городских объектов и карточки с изображением деревьев, кустарников, фонтанов, крупный «Строитель», цветные карандаши, клейкая лента, ножницы.

Задания:
1. Наметить центр и окраины города.
2. Вывести вредные производства за черту города.
3. По плану построить макет города из крупного «Строителя».

Эти игры закрепляют знания детей о строительстве домов в человеческом мире. Первая игра дает возможность детям реализовать знания, полученные на занятиях, в элементарной игровой деятельности. Особой сложности эта игра не представляет, но приучает ребенка пользоваться знаниями, прислушиваться к мнению сверстников.
В следующей игре содержание и задачи усложняются, детям предоставляется полная самостоятельность в постройке макета города, участие педагога в этой игре минимально. Дети намечают центр и окраины города; опираясь на свой жизненный опыт, определяют, что должно быть в городе, чего не должно быть; определяют, где должны находиться правительственные здания, офисы, а где – жилые кварталы и социальные инфраструктуры. Педагог специально оставляет неполностью готовые для игры объекты (булочная, аптека и т. д.). Дети самостоятельно работают с предметами-заместителями – дорисовывают, приклеивают. Педагог в этой игре имеет возможность узнать, каким образом дети общаются (определить уровень общения), как распределяют между собой игровые обязанности (кто что будет делать), и, конечно, выявить уровень знаний каждого ребенка.
Следует отметить, что на развитие познавательной активности детей влияет не только постепенное усложнение игр с точки зрения познавательных задач, содержания, игровых действий, правил, но и то, какое количество наглядного материала используется. Оно может как возрастать, так и убывать. Полезны дидактические игры с минимальным количеством наглядного материала.
Содержание дидактических игр, проводимых педагогом с детьми, должно соответствовать временам года, ведь с изменениями, происходящими в природе, происходят изменения и в мире людей начиная с одежды и заканчивая деятельностью людей, характерной для того или иного сезона. Например, в осенний период проводятся игры, содержание которых отражает осенние явления неживой природы и их влияние на живую природу, а также жизнь и деятельность живых существ в природе и человека в городах и селах именно в этот период времени (уборка урожая, заготовки на зиму, забота о домашних животных и т. д.).
В каждый сезон детям необходимо знакомство с такими дидактическими играми, благодаря которым они осознают красоту данного времени года, его благотворное влияние на деятельность человека (люди создают живописные картины, музыку, скульптуры, стихи, сказки и т. д.).
Важны дидактические игры по отработке терминологии. Например, нужно отработать термины, связанные со строением растения (корень, стебель, листья, цветы, бутон, плоды и т. д.). Названия таких частей растения, как листья, цветочек, корень, усваиваются детьми неплохо, но такие названия, как стебель, вызывают определенные сложности. Дети могут называть его и «палочка», и «столб». Педагогами разработаны различные игры на эту тему. Проведение лишь одной игры не дает значимого результата. Нужно провести несколько игр, которые друг за другом будут знакомить детей с особенностями строения растений, продолжая создавать условия для отработки терминов.
Например, после использования трех последовательных игр «Чудо-цветок», «Кому нужна вода, а кому – полянка», «Приготовь лекарство» дети начинают правильно называть различные части растения и легче овладевают термином «стебель». Дидактическая игра «Чудо-цветок» направлена на закрепление знаний детей о внешнем виде растения, о его строении (корень, стебель, листья, цветок, плод), на ознакомление с потребностями растения в определенных внешних условиях (вода, почва, солнечный свет, воздух, тепло) для нормального роста и развития, на знакомство с этапами развития живого существа, его свойствами, качествами, на отработку общепринятых эстетических эталонов.
Игра «Кому нужна вода, а кому – полянка» знакомит детей с местожительством растения. В каких местах любит расти: на солнечной полянке или на затененной опушке леса, рядом с водой или в воде (какое оно – влаголюбивое, засухоустойчивое, светолюбивое, теневыносливое)? Как приспосабливается к обилию или недостатку влаги? В ходе игры происходит знакомство с разнообразием внешнего вида растения, особенностями строения корня, листьев и т. д.
В игре «Приготовь лекарство» дети продолжают закреплять знания о строении растения, о том, где оно растет, об особенностях его строения, а также узнают о лекарственных свойствах, которые заложены в определенных его частях. Детям, таким образом, предлагаются различные игры, преследующие одну цель: отработать знания детей о строении растения, его особенностях и пользе для людей.
Эта книга содержит дидактические игры, которые можно распределить по трем категориям:
– игры для ознакомления с флорой и фауной, направленные на ознакомление детей с образом жизни растений и животных;
– игры для ознакомления с окружающей средой, направленные на ознакомление со взаимосвязями между живыми объектами и окружающей средой;
– игры для ознакомления с созданной человеком средой обитания людей и животных, направленные на ознакомление детей с различными профессиями и разнообразной деятельностью человека в окружающем нас мире.
Дидактические игры, правильно используемые в учебно-воспитательном процессе, – это, с одной стороны, эффективное средство умственного, эстетического и нравственного воспитания, а с другой – своеобразная практическая деятельность ребенка по освоению окружающей действительности.

Игры по ознакомлению с флорой и фауной

Жизнь в семенах
(игра для детей 5–7 лет)

Цель. Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур (семена перцев, томатов, огурцов, бобов, фасоли, гороха), этапами развития растения. Формировать умение сопоставлять семена и взрослое растение одного вида, отличать семена овощных культур по форме, цвету, величине.
Материал. Семена овощных культур, карточки, изображающие этапы развития овощных культур, специальные чашки с крышками и влажный фильтр.
Задание. Рассмотреть семечко, выбрать нужный набор карточек, расставить по порядку этапы развития овощной культуры, рассказать о жизни и развитии данного растения.

Правила:
1. Количество играющих зависит от того, сколько заготовлено наборов; количество играющих можно увеличить, если играть по командам.
2. Победителем считается тот, кто рассказал и сделал все хорошо и правильно.

Алгоритм проведения

1. Педагог рассказывает детям о жизни маленького семени.
– Всю долгую зиму у нас в коробочке спали семена. Посмотрите, какие они маленькие, беззащитные, но в каждом из них таится необыкновенная сила жизни. Сейчас в каждом маленьком семечке спит жизнь будущего растения. Мы их разбудим, а потом помечтаем, какими они будут.
Педагог вместе с детьми помещает семена различных овощных культур в специальные чашечки на влажный фильтр и закрывает крышечкой. Через некоторое время крышка запотевает.
– Это наши семена проснулись, они дышат. Пройдет совсем немного времени, и у каждого из них появится маленький белый хвостик. (Показывает проросшее семечко.)
– Как вы думаете, что это? (Это маленький корешок.)
– Это проросшее семечко нужно посадить в землю, и из него постепенно вырастет взрослое растение, если, конечно, вы не забудете за ним ухаживать.
– А теперь давайте помечтаем, какие вырастут из наших семян (перца, томата, огурцов, бобов, фасоли, гороха) растения.
2. Каждому ребенку выдается семечко, предлагается внимательно его рассмотреть и подобрать для него карточки с изображением этапов развития данной овощной культуры. (На каждой карточке нарисовано семечко, из которого выросло данное растение. Форма, цвет и величина семени, нарисованного на картинках, помогают ориентироваться в подборе карточек.)
3. Дети подбирают нужные карточки, раскладывают в правильной последовательности, рассказывают о своем растении.
4. В конце игры подводится итог.

Построй домик для животного
(игра для детей 6–7 лет)

Цель. Закреплять знания детей об особенностях жизни различных диких животных, их жилье, стройматериалах, которые они используют. Формировать умение подбирать правильный материал для постройки дома любому из животных.
Материал. Большая дидактическая картина, карточки с изображениями домов животных (муравейник, улей, гнездо птицы и т. п.), стройматериалов (веточки, травинки, пух, листья и т. д.), самих животных.

Задания:
1. Выбрать из предложенных животных тех, кому вы хотите помочь.
2. Выбрать из предложенного стройматериала только то, что нужно для вашего животного.
3. Подобрать домик для животного.
4. Рассказать о своем выборе.

Правила:
1. В игру играют в командах (3 команды по 2–3 человека в каждой).
2. Кто быстро и правильно справился с заданием и сумел объяснить свой выбор, выиграл.

Алгоритм проведения

1. Педагог объявляет ребятам о том, что в детский сад пришла телеграмма.
– Звери зеленого леса прислали нам телеграмму, в которой просят нас о помощи, построить им жилье. Поможем построить домики зверям? (Да.)
– Выберите тех животных, кому вы хотели бы помочь, назовите их по имени. Чтобы у нас все хорошо получилось, нужно знать, как правильно это сделать.
2. Педагог знакомит детей с правилами игры и заданием. Дети делятся на команды и начинают совместно играть.
3. В конце игры подводится итог.

Собери растение
(игра для детей 4–5 лет)

Цель. Закреплять знания детей о строении растения, его частях и их значении для жизни растений.
Материал. Большая картина с изображением лужайки (без цветов, травы и т. д.) и прорезями для растений, разрезные части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод).

Задания:
1. Вспомнить, каково строение растения.
2. Выбрать из предложенного материала то, что может являться частью растения.
3. Собирать из частей целое растение, назвать его и посадить на лужайку.

Правила:
1. Количество играющих от 4 до 6 человек.
2. Выигрывает тот, кто быстро и правильно собрал свое растение и посадил его на лужайку.

Алгоритм проведения

1. Педагог:
– Ребята, на этой полянке когда-то росли прекрасные цветы. Но однажды здесь пронесся страшный ураган. После него осталось вот что… (Воспитатель показывает детям пустую желто-коричневую лужайку под синим небом.)
– Нравится ли вам эта лужайка? Можно ли ее так назвать? (Нет.)
– Как сделать ее красивой? (Нужно посадить растения.)
– Давайте оживим эту лужайку. Посадим цветы, сделаем ее красивой. Будут на ней расти цветы, прилетят и нарядные бабочки, и стрекозы, и пчелы. Будет она как прежде, и даже лучше. Будет радовать своей красотой не только нас, но и всех людей.
2. Детям предоставляются наборы не только разрезных частей растений, но и ненужные предметы.
3. Дети выбирают, что им нужно, а затем составляют растение, называют его и сажают на лужайку.
4. В процессе общей работы получается красочная картина с изображением прекрасной лужайки.
5. Детям, которые отличились при выполнении задания, предоставляется возможность поместить «прилетевших» бабочек, стрекоз и пчел на цветы лужайки.
6. В конце игры подводится итог.

Грибная полянка
(игра для детей 6–7 лет)

Цель. Закреплять знания детей об осенних дарах природы, о съедобных и несъедобных грибах, выяснить, в каких местах в лесу растут грибы. Провести работу по словообразованию (под березой – подберезовик, под осиной – подосиновик). Формировать умение находить съедобные грибы по дидактической картине. Формировать умение видеть красоту осеннего леса, убранства деревьев, кустарников, многообразие грибов. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира.
Материал. Большая дидактическая картина с изображением осеннего леса, нарисованные грибы большого формата, вставленные в картину, корзинки, сделанные из цветной бумаги, костюм Гриба-лесовика. (Эту игру можно проводить после занятия по конструированию, где дети делали из бумаги корзиночки.)
Задание. Собрать не меньше трех грибов (обращаем внимание на то, что грибов одного вида на дидактической картине должно быть несколько, если один «грибник» нашел, например, белый гриб, то и другим предоставляется возможность найти такой же).

Правила:
1. Количество играющих 6–7 человек.
2. В лес за грибами можно идти только с корзинкой.
3. Гриб-лесовик награждает детей красными картонными кружочками за каждый правильно названный гриб или за интересный красочный рассказ о грибах.
4. Победителем считается тот, кто в процессе игры наберет больше кружков.

Алгоритм проведения

1. Педагог предлагает детям прогуляться в сказочный лес за грибами, вспомнить, что нужно взять с собой в лес.
2. Под музыку дети вместе идут в «лес».
3. Педагог объясняет правила игры и задание.
4. Каждый ребенок выбирает на картине съедобные грибы и собирает их в корзинку.
5. Гриб-лесовик уточняет с детьми, как называется тот или иной гриб, где он любит расти.

Александра Куянова
Дидактические игры по ознакомлению с окружающим (средняя группа)

«Путаница»

(средняя )

Дидактическая задача : Уточнить знания детей об особенностях строения комнатного растения (корень, стебель, лист, цветок) . Учить правильно называть части, строить предложения. Упражнять в составлении предмета из частей. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление. Воспитывать у детей бережное отношение к растениям, интерес к ним.

Словарь : герань, хлорофитум, стебель, кактус.

Игровое правило : не ошибиться в выборе.

Игровое действие : поиск частей и складывание целой картинки.

Ход игры : Воспитатель предлагает детям рассмотреть части от целой картинки. Дети выбирают цветок, который будут складывать. Говорят его название. Затем из набора картинок складывают свой цветок.

В ходе игры воспитатель задает детям вопросы :

Назови, что это? (части растения)

Можно ли их расположить так? (перепутать) .

Почему нельзя расположить так?

Сделай правильно.

Объясни, почему именно так нужно расположить части растения.

Итог игры : Выигрывает тот , кто раньше других сложил цветок.

«Летает, прыгает, плавает…»

(средняя )

Дидактическая задача : Закрепить знания детей о способах передвижения насекомых, животных, птиц. Развивать умение сравнивать, находить признаки сходства и различия. Воспитывать целеустремленность и выдержку.

Материал : карточки с изображением насекомых, животных, птиц.

Игровое правило : отвечать после того, как получишь камешек.

Игровые действия : передача камешка.

Ход игры : Воспитатель выставляет карточку с изображением, например, насекомого и просит назвать действия которое выполняет бабочка. Передавая камешек друг другу, дети говорят : «Летает, порхает, трепещет, садится, машет, распускает…» Тот, кто не называет действия выходит из игры . Затем выставляется следующая картинка – кузнечик…

Итог игры : Побеждают те дети, которые не выбыли из игры (2 - 3 ребенка) .

«Ищи и найдешь»

(средняя )

Дидактическая задача : Упражнять в различении характерных признаков отдельных времен года. Развивать внимание, память, речь.

Игровое правило : Отвечать друг за другом.

Игровое действие : описание карточки, соотнесение ее к определенному времени года.

Словарь : снежная, ветреная, дождливая, пасмурная, солнечная, осенняя, летняя, зимняя, весенняя.

Ход игры : Воспитатель раскладывает перед детьми карточки, затем называет время года. Дети находят карточку, по которой можно определить признак этого времени года. Дают определение этому времени года. За правильный ответ дети получают фишки.

Итог игры : Кто заработал большее количество фишек, тот и победил.

«Кто где живет?»

(средняя )

Дидактическая задача : Систематизировать представления о животных. Учить устанавливать связи, особенности их строения с местом обитания.

Словарь : дупло, гнездо, берлога, нора.

Игровые действия

Игровое правило : слушать вопрос воспитателя, отвечать на него полным ответом.

Ход игры : Воспитатель показывает картинку, спрашивает, что на ней изображено, кто может жить в этом месте. Дети отвечают на вопросы. Можно использовать загадки.

Итог игры : За правильный ответ ребенок получает фишку.

«Сложи животное»

(средняя )

Дидактическая задача : Закрепить знания о животных, их внешнем виде. Развивать сообразительность, быстроту реакции.

Словарь : колючий, ловкая, медлительная, лесная, водоплавающая.

Игровое правило : внимательно слушать воспитателя, рассматривать образец, действовать по сигналу.

Игровое действие : составлять целую картинку из частей.

Ход игры : Воспитатель предлагает детям рассмотреть целые картинки с изображением животных. Назвать животных изображенных на них. Раздает картинки нескольким детям, а разрезанные картинки таких же животных лежат на столе. Из них дети должны отобрать те, на которых изображены части животного, которое находится у них на столе. Сложить картинку по своему образцу.

Итог игры : кто быстро справиться с заданием, тот и победил.

«Охотник и пастух»

(средняя )

Дидактическая задача : Закреплять знания детей о домашних и диких животных. Учить правильно пользоваться обобщающими словами. Развивать произвольное внимание, сообразительность, гибкость мышления.

Словарь : дикие, домашние, кудрявый, откормленная, неуклюжий, плутовка, Буренка.

Игровое правило

Игровое действие : поиск нужной карточки.

Ход игры : Воспитатель спрашивает : «Кто охотится за дикими животными?» Затем выясняет кто пасет домашних. Предлагает разделиться на две команды, одни – охотники, другие – пастухи. ПО сигналу воспитателя дети подходят к столу и выбирают нужную карточку, встают в конец своей колонны.

Итог игры : побеждает та команда, которая выполнит задание быстрее.

«Опиши, я отгадаю!»

(средняя )

Дидактическая задача : Выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы взрослого. Развивать связанную речь, мышление.

Словарь : черная смородина, гранат, яблоко, груша, помидор, вишня, слива, крыжовник, красная смородина, черешня, виноград, кислое, сладкое, румяное, мелкие, полосатые, круглые, сочная, ароматное.

Игровое правило : нельзя называть то, что описывают. Отвечать на вопросы воспитателя четко и правильно.

Игровые действия : загадывание загадок.

Ход игры : Детям раздаются карточки с изображением овощей и фруктов. Они, не показывая воспитателю, описывают изображенный предмет. Если описание короткое, воспитатель задает дополнительные вопросы.

Итог игры : за правильное и точное описание дети получают фишки и считаются победителями.

«Кто что любит?»

(средняя )

Дидактическая задача : Уточнить знания детей о том, чем питаются отдельные животные. Развивать сообразительность, быстроту мышления.

Словарь : пшено, листья, морковь, капуста, трава, сочная, сладкая, белокочанная.

Игровое правило : Не мешать друг другу, внимательно слушать вопрос воспитателя и отвечать на него.

Игровое действие : отвечать на вопросы.

Ход игры : Воспитатель показывает карточку с изображением продуктов питания того или иного животного. Спрашивает : «Кто это ест?» Дети отвечают, что изображено на картинке и кто это ест.

Итог игры : За правильный ответ дети получают фишки. Побеждает тот, кто заработает большее количество фишек.

«Овощи и фрукты»

(средняя )

Дидактическая задача : Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Учить составлять целое из частей. Развивать быстроту реакции, внимание.

Игровое правило : действовать по сигналу.

Игровое действие : поиск нужной карточки.

Словарь : чеснок, баклажан, банан, репа, сочный, спелый, бархатистый.

Ход игры : Дети сидят вокруг стола , на котором разложены карточки. По сигналу воспитателя, нужно найти и сложить целую картинку с изображением овоща или фрукта. Рассказать, что на ней изображено.

Итог игры : Побеждает тот, кто выполнит задание первым.

«Чьи детки?»

(средняя )

Дидактическая задача : Закрепление знаний о домашних животных и их детенышах. Развивать умение соотносить картинки по содержанию. Развивать произвольное внимание, речь.

Игровое правило : Ставить карточку с изображением детеныша на фланелеграф можно только после того, как услышишь голос взрослого животного, который имитируют дети, а также после того, как правильно назовешь детеныша.

Игровые действия : звукоподражания, поиск картинки.

Ход игры : Воспитатель показывает детям карточку с изображением взрослого животного. Дети хором выполняют звукоподражания соответствующие этому животному. После этого, ребенок находит карточку с изображением детеныша услышанного животного.

2 вариант : У одной группы детей взрослые животные, а у другой – детеныши. Одни дети по очереди называют животное и произносят соответствующие звуки, а другие быстро находят их детенышей, подбегают к столу и кладут радом обе картинки. Когда все картинки подобраны попарно, игра заканчивается.

Итог игры : Побеждают те дети, которые правильно составили пары.

«Что растет, цветет и зреет?»

(средняя )

Дидактическая задача : Учить детей классифицировать растения по признакам, ориентируясь на место их произрастания. Развивать быстроту реакции.

Словарь : огород, поле, сад, луг, цветет, растет, зреет.

Игровое правило : действовать после сигнала.

Игровое действие : показ карточек.

Ход игры : Воспитатель раздает детям карточки с изображением фруктов, овощей, цветов. Затем называет место произрастания. Например : «Сад!» . Поднимают карточки те дети, у кого на них изображено то, что растет в саду.

Итог игры : Побеждают те, кто ни разу не ошибется.

«Вершки и корешки»

(средняя )

Дидактическая задача : Закреплять знание детей о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки, и не съедобные – вершки. Упражнять в составлении целого растения из его частей. Развивать сообразительность, быстроту реакции.

Словарь : вершки, корешки, огород, свекла, картофель, баклажан, редиска, репа, белокочанная, бордовая, овальный.

Игровые правила : искать свой корешок или вершок можно только по сигналу.

Игровые действия : поиск своей пары.

Ход игры : Воспитатель делит детей на две группы . Одной из них отдает вершки, другой корешки. «Все вершки и корешки перепутались. Раз, два, три, свою пару найди!» - говорит воспитатель. После сигнала дети подбирают себе пару.

Итог игры : Побеждает та пара, которая быстрей найдет друг друга.

«Узнай и назови»

(средняя )

Дидактическая задача : Упражнять детей в названиях животных, быстро находить картинку в соответствии с заданием. Рассказать о внешнем виде, чем питается, где живет. Развивать память, речь, зрительное восприятие.

Словарь : дикие животные, животные жарких стран, сходство, различие.

Игровые правила : действовать по сигналу воспитателя.

Игровые действия : поиск одинаковых картинок.

Ход игры : Воспитатель дает группе детей задание , найти среди карточек лежащих на столе определенное животное. Ответить на вопросы : «Кто это? Где живет? Чем питается?»

Итог игры : За правильный и полный ответ дети получают фишки.

«Отгадай, о ком расскажу»

(средняя )

Дидактическая задача : Учить детей по описанию характерных признаков узнавать аквариумных рыб. Развивать слуховое внимание, память. Воспитывать желание играть с товарищами.

Игровые правила : Не мешать отгадчику самостоятельно отгадывать загадку. Внимательно слушать воспитателя.

Игровые действия : отгадывание, выбор карточки с изображением данной рыбки.

Ход игры : Воспитатель говорит о том, что в зоомагазине он приобрел рыбок для аквариума. А каких рыбок он купил, детям предстоит отгадать. Затем воспитатель описывает внешний вид рыбки, выделяя ее характерные особенности. Дети называют. Воспитатель выставляет карточки с изображением рыб, и отбирают ту, о которой шла речь.

«Узнай рыбку по хвосту»

(средняя )

Дидактическая задача : Учить детей узнавать рыб по хвосту. Развивать способность удерживать в памяти определенную цель, не отвлекаясь на постороннее. Самостоятельно выделять назначение частей тела и определять их словом. Развивать речь, внимание, слуховой анализатор. Воспитывать заботливое отношение к обитателям природного уголка.

Игровые правила : вертушка передается участникам игры по очереди . Дружно произносить слова помогая стрелке выбрать карточку. Тому, кто вращает стрелку нужно остановить ее по сигналу «Стоп!» .

Игровые действия : Произнесение слов, вращение стрелки.

Ход игры : На столе выкладываются карточки, воспитатель говорит о том, что рыбки спрятались лишь хвосты. Нужно узнать и назвать рыбку, чей хвост покажет стрелка. Выбранный ребенок вращает стрелку, все вместе хором говорят : «Стрелка, стрелка, покружись . Всем карточкам покажись. И какая тебе милей, укажи нам поскорей. Стоп!» Ту карточку, на которую укажет стрелка, дети откладывают и отгадывают.

Итог игры : За правильный ответ дети получают фишки.

«Кто живет в аквариуме?»

(средняя )

Дидактическая задача : Учить детей описывать рыб по характерным признакам и по описанию узнавать их. Воспитывать умение быть наблюдательным. Активизировать процессы мышления, припоминания, внимания, речь детей. Воспитывать желание играть в коллективе.

Игровое правило : внимательно слушать товарищей, не подсказывать.

Игровое действие : составление описательного рассказа о рыбке.

Ход игры : Воспитатель загадывает загадку : «На окошке пруд, в нем рыбешки живут. У стеклянных берегов не бывает рыбаков». Дети отгадывают – аквариум. Воспитатель предлагает заселить аквариум рыбками. По одному дети подходят к столу и берут карточки, не подсказывая друг другу. Затем по очереди описывают рыбку на своей карточке. Остальные отгадывают. Если рыбка угадана карточка выставляется на столе.

Итог игры : За правильно угаданную рыбку ребенок получает фишку.

«Узнай животное по описанию»

(средняя )

Дидактическая задача : Закрепить знания о животных содержащихся в уголке природы. Учить узнавать их по описанию. Развивать внимание, слуховое восприятие, память. Воспитывать заботливое отношение к животным.

Словарь : пушистый, попрыгушка, глазастый, юркий, пестрый.

Игровые правила : Соблюдать полную тишину, запрещается называть предмет и подсказывать товарищу.

Игровые действия : Описание животного, отгадывание.

Ход игры : Один из детей выбранных воспитателем описывает животное уголка природы (внешний вид, среда обитания , питание) Остальные отгадывают.

Итог игры : Тот, кто назовет животное первым, получает карточку с его изображением.

«Назови насекомое»

(средняя , старшая)

Дидактическая задача : Учить детей отгадывать загадки. Развивать сообразительность, мыслительные операции. Закрепить знания о насекомых, их внешнем виде, повадках, о пользе и вреде которые они приносят. Воспитывать экологическое мышление.

Игровые правила : отвечает тот, кого спросили.

Игровое действие : отгадывание.

Ход игры : Воспитатель предлагает детям отгадать насекомое, которое спряталось в коробочке. Загадывает загадку. Ребенок, который правильно отгадал насекомое, получает карточку с его изображением.

1. Отгадайте кто такая – это муха золотая?

Отправляется в полет, чтобы в домике был мёд.

Хлопотлива и смела с нашей пасеки …. (пчела) .

2. На ромашку у ворот опустился вертолет,

Золотистые глаза, кто же это? … (стрекоза) .

3. С ветки на тропинку, с травки на былинку

Прыгает пружинка, зелененькая спинка… (кузнечик) .

«Загадай загадку, а мы отгадаем!»

(средняя )

Дидактическая задача : Учить детей описывать насекомых по их характерным признакам, узнавать по описанию. Формировать наблюдательность, сосредоточенность , устойчивость и произвольность внимания. Воспитывать умение соблюдать определенные правила, учить контролировать свое поведение.

Игровые правила : внимательно слушать товарищей.

Игровые действия : загадывание загадки, имитация движений.

Ход игры : «Давайте представим, что мы находимся с вами на поляне, а вы все насекомые. Задумайте, каким насекомым вы будете, но не говорите вслух. Тот, кого вызовет воспитатель, рассказывает о насекомом, которое задумал, не называя его. Остальные должны угадать, кем он является. Если ответ правильный, дети имитируют движения отгаданного насекомого.

Итог игры : Ребенок, удачно загадавший загадку получает фишку с изображением этого насекомого.

«Угадай, чей домик?»

(средняя )

Дидактическая задача : Закрепить знания детей об условиях содержания животных и птиц в уголке природы. Развивать внимание, мышление, умение сравнивать, объяснять, доказывать. Воспитывать заботливое отношение к животным, содержащимся в уголке природы.

Игровые правила : каждый игрок выбирает себе картинку с изображением одного из предлагаемых домиков для животных.

Игровые действия : выбор карточки, ответы детей.

Ход игры : Вызванный ребенок выбирает карточку, называет, что на ней изображено и говорит, для кого предназначен этот домик. Затем находит жильца. Объясняет свой выбор.

Итог игры : Если ответ верный, то дети хлопают в ладоши.

«Когда это бывает?»

(средняя )

Дидактическая задача : Закрепить знания детей о временах года. Развивать умение припоминать, соотносить знания с изображением на картине. Развивать мышление.

Словарь : цветущие, осеннее, зимнее, теплое, холодное.

Игровое действие : слушать вопрос воспитателя и отвечать на него.

Игровое правило : не мешать друг другу, слушать и отвечать.

Ход игры : Воспитатель показывает картинку с изображением времени года. Дети отвечают на вопрос : «Какое время года изображено? По каким признакам вы это узнали? Придумайте загадку».

Итог игры : За правильный и полный ответ дети получают фишку.

«Зоомагазин»

(средняя )

Дидактическая задача : Формировать знания детей о том, что в городах домашних животных для комнатных живых уголков покупают в зоомагазинах, там же люди могут приобрести клетки, террариумы, аквариумы, а также предметы и оборудование для ухода за ними. Учить детей описывать и находить домашних животных, предметы ухода за ними и оборудование, по характерным признакам. Развивать наблюдательность, внимание, память, логическое мышление. Воспитывать любовь ко всему живому.

Словарь : названия домашних животных, оборудование.

Игровые правила : покупатель должен описать домашних животных, оборудование по уходу за ними, не называя объектов. Продавцу нужно узнать покупку, назвать ее и выдать.

Игровые действия : поиск предметов по характерным признакам, называние, описание.

Ход игры : расставляются картинки, с изображением домашних животных, оборудование для ухода за ними. Это «Зоомагазин» . Покупатели – дети не называют нужную покупку, а только описывают ее. Продавец должен узнать и назвать, а затем только выдать покупку. В начале игры воспитатель может исполнять роль покупателя и показать образец описания, напоминая последовательность (согласно схеме последовательности описания животных) .

1. относится ли к животным (к какой именно группе , к птицам, рыбам, рептилиям, млекопитающим.

2. где живет?

3. что нужно для жизни? (какие условия) .

4. что ест животное?

5. какого цвета?

6. какие части тела вы можете назвать?

7. как передвигается животное (ползает, бегает, прыгает и т. п.)

8. издает ли какие-нибудь звуки?

Схема описания оборудования :

1. за кем можно ухаживать с помощью этого предмета?

2. из какого материала сделан предмет?

3. из каких частей состоит?

4. что можно им делать?

Затем воспитатель сам описывает предмет. Затем роли продавцов и покупателей исполняют дети. В ходе игры роли могут меняться .

Людмила Миничева
Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром (старшая группа)

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром

«Путешествие по городу»

Дидактическая задача. Закрепление знаний о родном городе: кто в нем живет, трудится, какой транспорт, как украшен.

Игровые правила. Отбирать только те картинки, которые соответствуют заданию для своей группы: люди, транспорт, труд, украшение города.

Игровые действия. Поиск картинок. Действия по сигналу.

Ход игры. Воспитатель заранее подбирает разные картинки: на одних изображены жители города (школьники, мама с детьми, бабушка с корзинкой, студенты и т. д.); на других - труд людей (строителей, почтальонов, водителей, маляров и т. д.); транспорт (трамвай, автобус, троллейбус, велосипед, мотоцикл); здания и украшения города (почта, магазин - посудный, книжный, продовольственный, фонтан, сквер, скульптура).

Картинки раскладываются на столах в разных местах групповой комнаты.

При помощи, считалочки дети делятся на четыре группы по два-три человека. Каждой группе дается задание: одной - посмотреть, кто живет в городе, и собрать картинки с изображением людей; другой - на чем люди ездят, собрать картинки с изображением транспортных средств; третьей - картинки, на которых воспроизведен разнообразный труд людей; четвертой - рассмотреть и отобрать картинки с рисунками красивых зданий города, его украшениями.

По сигналу водящего путешественники идут по комнате и отбирают нужные им картинки, остальные ждут их возвращения, наблюдают за ними.

Возвратившись на свои места, путешественники ставят на подставку картинки (каждая группа отдельно от другой). Участники каждой группы рассказывают, почему они взяли именно эти картинки, что на них изображено. Выигрывает та группа, игроки которой не ошиблись и быстро

поставили свои картинки. Игра повторяется, при этом необходимо заменить некоторые картинки.

«Чья одежда?»

Дидактическая задача. Воспитывать у детей интерес к людям разных профессий; уточнять знания о рабочей одежде; учить по рабочей одежде отличать людей разных профессий: почтальона, шахтера, строителя, врача, водолаза, летчика, электросварщика и др.

Игровые правила. По рабочей одежде определять профессию, находить нужную картинку и показывать ее детям. За правильный ответ игрок получает фишку.

Игровые действия. Одевание кукол в рабочую одежду.

Ход игры. Прежде чем начать игру, воспитатель уточняет знания детей о рабочей одежде, выясняет, замечали ли они, что люди работают в особой одежде и что по их одежде можно узнать, кем они работают. Показывает картинки:

Посмотрите, дети (на картинке летчик гражданского аэрофлота, можно ли по одежде узнать, кто изображен на картинке? Да. Это летчик. Как вы догадались?

Дети рассказывают о фуражке, костюме, погонах. Затем воспитатель читает стихотворения из книги «Кто как одет».

Рабочий работает быстро и ловко.

Рабочая форма зовется спецовкой.

Для каждой работы одежда своя -

Об этом расскажет вам книжка моя.

Воспитатель показывает картинки, где изображены модели одежды людей разных профессий, а дети узнают: шахтер, строитель, врач, почтальон, водолаз, летчик, электросварщик и др.

Затем воспитатель предлагает одеть кукол в одежду, заранее сшитую и приготовленную для этой игры. Все куклы потом используются в самостоятельных творческих играх. Воспитатель советует детям, как можно с ними поиграть (в зависимости от полученных впечатлений и знаний о разных профессиях).

«Кому что нужно?»

Дидактическая задача. Упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии.

Игровые правила и игровые действия. Те же, что и в предыдущей игре.

Ход игры. Воспитатель напоминает детям игру «Кто больше назовет действий?». И говорит:

В этой игре вы называли, какие действия выполняет человек той или иной профессии. А сегодня мы вспомним, что же нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть человека по профессии, а вы скажете, что нужно ему для работы. «Сапожник!» - говорит воспитатель.

Гвозди, молоток, кожа, сапоги, ботинки, машинка, лапа,- отвечают дети.

Воспитатель называет профессии, знакомые детям данной группы: врач, медсестра, воспитатель, няня, дворник, шофер, летчик, повар и др.

Если интерес к игре у детей не пропадает, можно предложить обратный вариант. Воспитатель называет предметы для труда людей определенной профессии, а дети называют профессию.

Читает, рассказывает, учит рисовать, лепить, танцует и поет, играет,- говорит воспитатель и бросает мяч кому-либо из играющих.

Воспитательница,- отвечает тот и бросает мяч ей.

В этой игре, как и в других играх, где правилами предусматривается умение быстро отвечать, необходимо помнить об индивидуальных особенностях детей. Есть медлительные дети. Их надо приучать думать быстрее, но делать это следует осторожно. Такого ребенка лучше вызвать отвечать первым, так как в начале игры большой выбор слов. Воспитатель подбадривает ребенка словами: «Витя быстро нашел нужное слово. Молодец!» Подчеркивается именно быстрота ответа.

«Похож – не похож»

Дидактическая задача. Учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу; развивать наблюдательность, мышление, речь.

Игровые правила. Находить в окружающей обстановке два предмета, уметь доказать их сходство. Отвечает тот, на кого укажет стрелочка.

Игровые действия. Поиск похожих предметов.

Ход игры. Заранее подготавливают различные предметы и незаметно размещают их в комнате.

Воспитатель напоминает детям о том, что их окружает много предметов, разных и одинаковых, похожих и совсем непохожих.

Сегодня мы будем находить предметы, которые похожи друг на друга. Они могут быть похожими по цвету, форме, величине, материалу. Послушайте правила игры. Нужно пройти по комнате, выбрать два похожих предмета и сесть на место. Тот, на кого укажет стрелочка, расскажет, почему он взял эти два предмета, чем они похожи.

Чаще всего дети находят похожие предметы по цвету, по величине. Скрытое качество им трудно обнаружить. Эта игра помогает ребятам решить задачу. Например, взяв чайную ложку и самосвал, ребенок объясняет свой выбор тем, что они похожи, потому что сделаны из металла. Вначале такое объединение предметов вызывает у детей смех.

Чем похожи ложечка и самосвал? - недоумевают дети и смеются. - Конечно, они не похожи.

Но тот ребенок, который назвал их похожими, доказывает правильность своего подбора.

Дети играя, постепенно учатся находить признаки сходства предметов, что значительно труднее, чем замечать признаки их различия.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с предметным миром «В прошлое куклы» (старшая группа) Цель: приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры в процессе ознакомления с историей возникновения куклы. Интеграция образовательных.

Окружающий нас мир полон чудес. В нем столько неизвестного, удивительного. Перед нами стоит цель – развить интерес детей к тому, что нас.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Зима» (подготовительная группа) Окружающий мир. Подготовительная группа. Тема. Зима. Цель. Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы,.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Как лесные звери готовятся к зиме» (старшая группа) Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе по теме «Как лесные звери готовятся к зиме». Программное содержание.

Конспект ООД по ознакомлению дошкольников с окружающим миром Тема: «Почему наступает зима»? Старшая группа работающая по адаптированной.

Картотека дидактических игр по
ознакомлению с окружающим миром.
1.
1.1 «Укладывание в колыбель».
1.2 «Что это? Кто это?».
живой или неживой предмет.
Цель игры: познакомить детей с понятием «слово», обозначающее
Оборудование. Одушевленные и неодушевленные предметы (стол,
книга, игрушки, птицы, рыбки и т.д.)
Описание игры. Мы говорили детям, что: «Вокруг нас много разных
предметов. И о каждом предмете можем спросить. Я вас буду спрашивать, а
вы мне отвечайте одним словом: «Что это?»». Показывали разные предметы,
например: книга, стол и т.д. «Как можно спросить про эти предметы?» ­ «Что
это?».
Далее спрашивали: «А сейчас я вас спрошу иначе. Кто это?» и
показывали на одушевленные предметы: птичку, рыбку, няню и т.д. и
спрашивали у детей: «Как можно спросить? (Кто это?)» Называли разные
предметы, а дети ставили вопрос «Кто?». Таким образом, мы постепенно
подвели детей к понятиям «живой ­ неживой».
1.3 «Что изменилось.»
Цель игры: научить детей правильно называть предметы, обогатить
словарный запас.
что помогает
сосредоточиться. Воспитывать любовь к своим игрушкам и привычку убирать
их после игры.
Развивать память и внимание,
Оборудование: игрушки разного размера и цвета: медвежонок,
зайчонок, слоненок, котенок, лисенок, 2–3 небольшие куклы, кубики разного
цвета и формы.
Возраст: 3–4 года.
Ход игры: воспитатель предлагает ребятам поиграть вместе и
определить самого внимательного и наблюдательного. Для этого необходимо
увидеть и сказать, какого предмета не хватает.
Проводить занятие можно сразу со всей группой ребят и
индивидуально. Если игра коллективная, то руководитель просит всех встать
в круг, в центр которого кладет несколько подготовленных игрушек в
определенном порядке.

Затем воспитатель говорит детям, что им следует очень внимательно
посмотреть на предметы и запомнить, в каком порядке они лежат. После
этого ребята закрывают глаза и отворачиваются от предметов, а в это время
руководитель меняет местами игрушки или убирает одну из них.
Когда дети поворачиваются, они должны заметить изменения, которые
произошли и рассказать об этом воспитателю. Так продолжается 7­10 минут.
Победителем игры становится тот ребенок, который дал наибольшее
количество правильных ответов.
1.4 «Предметные фризы»
1.5 «Времена года».
Цель: Учить детей разбираться в изменениях погоды по сезонам, поведению
растений и животных, а также жизни людей в разное время года.
Задание: необходимо подбирать картинки и предметы, соответствующие
времени года.
Правила: вспоминать о том, что бывает и в какое время года; в группе
помогать друг другу; в индивидуальном порядке можно играть с родителями
и пользоваться их подсказками.
Материал: круглый диск, разделенный на четыре части. Каждую из частей
разукрасить или обтянуть тканью, которая по цвету отвечает времени года
(белый – зима; зеленый – весна, розовый или красный – лето, а желтый или
оранжевый – осень). Такой диск будет символизировать «Круглый год». На
каждую часть нужно подобрать несколько серий картинок с соответствующей
тематикой (изменения природы, животные и птицы, люди, работающие на
земле, развлекающиеся дети).
1.6 «Что нам осень принесла?».
Цель. Учить детей узнавать и называть овощи. Учить понимать и выполнять
инструкцию «возьми по одному». Учить детей повторять за воспитателем
несложные фразы.

Описание игры. Воспитатель сообщает детям, что в корзине, которая стоит
на столе, лежат овощи.
«Сейчас я буду доставать овощи из корзины по одному. Посмотрю, знаете ли
вы их», ­ говорит педагог и достает морковь, лук, картошку, помидор,
капусту. Показывает их, уточняет названия и кладет обратно в корзину. Там,
где это целесообразно, он уточняет цвет, размер, назначение овощей.
1.7 Дидактическое упражнение «Кому что?».
Цель. Уточнить представления детей о том, какое животное что ест (мышка
грызет корочку сыра, собака – косточку и т. д.); активизировать в речи детей
глаголы лакать, грызть, есть.
Описание игры.
«Посадил дед репку, – рассказывает воспитатель, – выросла репка…
(большая­пребольшая). Стал дед репку из земли… (тянуть). Тянет­потянет,
вытянуть… (не может). Позвал дед… (бабку). Бабка за дедку, дедка за репку
– тянут­потянут, вытянуть… (не могут). Кто же еще прибежал тянуть репку?»
По окончании сказки воспитатель спрашивает, что дед и баба сделали с
репкой. (Домой отвезли, вымыли, очистили и стали есть и нахваливать:
«Сладкая репка! Сладкая!»)
«Дед, бабка и внучка, – говорит воспитатель и ставит фигурки людей
отдельно, – едят сладкую репку. Едят, нахваливают: «Очень­очень вкусная
репка». Какая репка? (Хоровой, несколько индивидуальных ответов.)
Жучка, кошка и мышка на людей глядят, репку не едят. Им внучка другую
еду приготовила. Кошке – молочка и кусочек колбаски: «Лакай, киска,
молоко! Ешь колбаску!» (Хоровое и индивидуальное повторения.) Жучке –
косточку: «Грызи, Жучка, косточку!» Мышке – корочку сыра: «Неси, мышка,
сыр мышаткам!» (Хоровые повторения.)
Далее воспитатель предлагает детям повторить, кто что ест: «Дед, бабка и
внучка едят сладкую репку»; «Кошка ест колбаску и лакает молоко»;
«Собака Жучка грызет косточку»; «Мышка лакомится корочкой сыра».
1.8 «Чудесный мешочек».
Цель: Формировать, закреплять знания детей о разных природных
объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику
пальцев, тактильные ощущения, речь детей.
Материал: Красиво оформленный мешочек,
разные игрушки,
имитирующие животных, настоящие или муляжи овощей и фруктов.
Ход игры:
Ведущий держит мешочек с предметами, предлагает детям по одному
подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и назовет

характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться,
что это за предмет, который пока не видят. После этого, ребенок вытаскивает
предмет из мешочка и показывает всем ребятам.
1.9 Дидактическая игра «Устроим кукле комнату»
Цель. Упражнять детей в правильном назывании предметов мебели; учить
четко и правильно произносить звукоподражательные слова.
Описание игры.
Дети сидят полукругом, в центре которого журнальный (детский) стол.
Воспитатель вносит куклу. «Здесь будет, – педагог обводит рукой
поверхность стола, – Катина комната. Тут Катя будет жить. Катенька, тебе
нравится твоя комната?» (С этими словами к кукле обращаются и дети.)
«Нет, – отвечает Катя. – Не нравится мне моя комната. Стола нет, стула нет.
Кровати нет"»
Воспитатель ставит кровать. Спрашивает у детей: «Что это? Зачем Кате
кровать?» Предлагает кукле лечь в кровать. «Ложись. Ляг, Катенька!» –
предлагают и дети. (Хоровое и индивидуальные повторения.)
Катя ложится. Дети поют колыбельную: «Баю­бай, баю­бай, поскорее
засыпай"» (повторяется дважды). «Пусть поспит, – говорит воспитатель, а мы
ей в комнату мебель поставим. Стол поставим. Нужен стол?» «И стулья
нужны», – обязательно скажет кто­нибудь из детей. «Зачем стулья?» –
интересуется педагог. Выслушивает ответы и ставит в комнату стулья.
Просыпается Катя. Она радуется новой мебели.
1.10 «Оденем куклу на прогулку».
Цели и задачи:
1.
Воспитывать бережное отношение к вещам,
оказывать
взаимопомощь друг другу при одевании.
2.
Развивать мелкую моторику рук,
наглядно­действенного
мышления.
3. Учить детей различать и называть предметы одежды,
дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, узнавать её на
картинках, последовательно одевать куклу.
Оборудование: дидактическая игра «Одень куклу», кукла Гоша,
Маша, одежда для кукол, иллюстрации с одеждой и обувью

Предварительная работа: Заучивание потешек на тему "Одевание",
рассматривание картинок "Одежда", "Обувь", работа с детьми над
последовательностью одевания.
1.11 «Научим куклу раздеваться».
1.12 «Купание куклы».
Цель. Помочь детям запомнить и научить употреблять в речи названия
предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, мыльница, полотенце,
намыливать, смывать мыло, вытирать, горячая, холодная, теплая вода;
показывать малышам, как интересно можно играть с куклой.
Описание игры.
Воспитатель ставит на стол ванночку с водой, рядом – два ведерка и кружку
«Сегодня, – сообщает он детям, – мы будем купать Катю. В ванночке будем
купать. А в какой водичке?»(В теплой.) Педагог приглашает детей
определить, какая вода в ванночке. Приносит куклу. Снимает с нее рубашку и
сажает в ванночку. Кому­нибудь из детей он предлагает принести мыло (все
необходимые вещи разложены на соседнем столе). Сообщает малышам, что
мыльница – это домик для мыла. Дети повторяют: «Мыльница – домик для
мыла».
Воспитатель просит ребенка найти губку, дать потрогать ее детям (мягкая, с
дырочками). Спрашивает, зачем нужна губка. Моет Катю. Намыливая кукле
голову, педагог взбивает пену и приговаривает:
Будет мыло пениться,
И грязь куда­то денется. (Повторяет 2–3 раза.)
Затем воспитатель говорит: «У меня в желтом ведерке горячая вода.
(Спрашивает у двоих­троих детей, какая вода в ведерке.) А в синем –
холодная. Я смешаю горячую воду с холодной. И будет вода… (теплая). Этой
теплой водичкой я смою с Катеньки остатки мыла». Моет куклу,
проговаривая слова из стихотворения Е. Благининой «Аленушка»:
Теплую водичку
Льем на нашу птичку.
Эти строчки повторяют и дети.
Ребенок приносит полотенце, объясняет его назначение. Держит куклу,
которую вытирает воспитатель. «Вода в ванночке грязная и мыльная, –
говорит педагог. (Дети повторяют слова воспитателя.) – Ее надо вылить».
Воспитатель убирает мыло в мыльницу, приговаривая: «Вот домик­теремок, в
нем мыло живет», вешает сушиться полотенце, отжимает губку.

1.13 «Укладывание куклы спать».
Цель:
1.14 Дидактическая игра «Живые картинки».
Цель. Учить детей различать и называть птиц, развивать внимание.
Описание игры.
«Выглянуло солнышко, и во двор вышла маленькая девочка, – рассказывает
педагог. – Вот она (показывает картинку). Девочка вышла покормить птиц.
Сначала пришли к ней… (уточки). Потом пришли… (гуси), затем пришел…
(индюк), прибежали… (курочки).
Наелись птицы и собрались кто куда. Сначала ушел… закройте глаза (дети не
должны закрывать глаза руками)». Воспитатель убирает картинку и говорит:
«Откройте глазки. Скажите, кто ушел? (Индюк.) Зажмурьте глаза. А теперь
откройте. Что скажете? (Гуси ушли.На пруд ушли.) Еще раз закройте глаза.
Откройте. Что теперь видите? (Ушли курочки, а пришел петушок.)»И так
далее. (Вернулись гуси, прилетели голуби, убежала девочка и т. п.)
1.15 «Будем заваривать чай».
Цель: Учить детей последовательно заваривать чай, различать и называть
предметы чайной посуды.
Ход игры: Воспитатель показывает коробочку –пачку с чаем, высыпает его
на поднос, дети рассматривают, определяют его запах, цвет. Показ
предметов чайной посуды, показ заваривания чая кипятком в заварочном
чацнике, объясняет, что чай должен настояться, затем предлагает детям
попробовать чай, добавив молоко.
2. Знание о себе и своей семье
2.1. «Я есть» .

Цель: Ознакомление детей со строением человека, формирование
представления о принадлежности пола.
Материал: картинки с изображением мальчика и девочки, карточки –
накладки.
Ход игры: воспитатель называет какую – либо часть тела, ребенок находит
ее среди карточек прикладывает к изображению мальчика или девочки.
2.2 «Мое настроение»
Цель: сформировать представление о настроении и чувствах, развивать
умение определять настроение по мимике, жестам, способствовать
повышению психоэмоциональной устойчивости.
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации «Угадай настроение» , дети
угадывают настроение по мимике, жестам.
2.3 « Я и моя семья».
Цель.
Закреплять у дошкольников представления о семье и своём месте в ней;
умение понимать роль взрослых и детей в семье. Развивать речь
дошкольников. Вызвать у детей радость и гордость за то, что у них есть семья.
Дидактический материал.
Семейные фотографии воспитанников, большие карточки с изображением
членов семьи, схематичное изображение людей (дедушка, бабушка, мама,
папа, брат, сестра), карточка со списком родственников, плоскостные
многоэтажные домики, маленькие карточки с предметами.
Игровые правила.
Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очерёдность и партнёрские
отношения.
Ход игры.
Воспитатель показывает фотографию и спрашивает: «Чья это семья?».
Ребёнок, который определил свою семью, выходит и с помощью вопросов
взрослого, рассказывает о своей семье.
Вопросы – помощники:
- Он (она, они) какой (какая, какие)?
- Кто самый младший (старший) в твоей семье?
- Что вы делаете все вместе?
- Как ласково называет тебя мама? И т.д.

2.4 «Я сам».
Цель: Воспитывать у детей самостоятельность, развивать навыки ухода за
собой, соблюдать опрятность, побуждать детей обращать внимание на
внешний вид, самостоятельно устранять непорядок в одежде, прическе.
Ход игры: Воспитатель показывает иллюстрации, где дети самостоятельно
одеваются, умываются, помогают маме.; рассказывают, что они
самостоятельно умеют делать.
2.5 «Кто веселый грустный сердитый?»
Цель: Учить детей различать настроение по мимике лица.
Ход игры: Воспитатель показывает картинки людей, у которых разное
настроение, дети различают по мимике лица, веселый, грустный, сердитый.
2.6 «Узнай своих родственников».
Цель: Побуждать детей рассматривать фотографии и простые картинки с
изображением семьи. Называть членов семьи, их действия (мама варит суп,
папа пылесосит, дедушка читает газету.)
Ход игры: Детям показывают фотографии, картинки, они рассказывают о
своей семье, отражая сюжеты из жизни.
2.7 «За что бы я себя похвалил?».
Цель: Учить детей выделять добрые поступки по отношению друг другу.
Ход игры: Воспитатель показывает картинки, дети по ним составляют
рассказы.
2.8 «Как мы помогаем маме».

Цель: Продолжать учить детей проявлять доброе, заботливое отношение к
своим родителям.
Ход игры: Воспитатель показывает картинки, дети составляют по картинкам
рассказы.
2.9 «Как мы играем».

Наталья Диппель

ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ

ЦЕЛЬ :

Научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливым, внимательным друг к другу.

ИГРОВОЕ ЗАДАНИЕ : Ориентироваться в дорожной ситуации.

ПРАВИЛА ИГРЫ :

Соблюдать правила дорожного движения. Контролировать выполнение правил другими.

МАТЕРИАЛ :

Макеты домов, машинки, игрушки мелкие, дорога, дорожные знаки, мелкие игрушки человечков.

ИГРА :

На полу раскладывают дорогу, расставляют макеты домов, дорожные знаки. Дети делят игрушки - машинки и машинки, вспоминают правила дорожные. Нарушивших правила движения, задерживают. Игру повторяют до тех пор, пока не научатся выполнять правила дорожного движения. За каждое нарушение отрывают лепесток с контрольного талона. Выигрывает тот у кого сохранились все лепестки.

ИГРА «ЧУДЕСНЫЙ ЦВЕТОК»

ЦЕЛЬ :

Ознакомление детей с природой .

ЗАДАЧИ :

Формировать бережное отношение к природной среде, формирование знаний взаимозависимости природы и человека. Дать детям понятия о том, что относится к живой и неживой природе.

МАТЕРИАЛ :

Панно «Живая и неживая природа» , цветочки, листики, ладони, лепестки к большому цветку с надписями, что относится к живой природе.

ПРАВИЛА ИГРЫ :

1 вариант «Цветок жизни» .

Вместе с детьми воспитатель собирает цветок - жизни, дети определяют, что происходит с живой природой - размножение, дыхание, движение и т. д. Когда соберут цветок жизни, то берут в руки маленькие цветочки и кладут на картинку, где изображена живая природа, дают объяснение, почему они так считают.

2 вариант «Рукотворный и нерукотворный мир»

Вместе с воспитателем дети определяют, что сделано руками человека, а что создано природой. Объясняет правила игры – дети находят предметы, которые созданы человекам и на них кладут «ладошку» , а на те предметы, что созданы природой кладут «листик» . Когда игра заканчивается, дети дают объяснение, почему они так считают.

КОМУ ЧТО НУЖНО?

ЦЕЛЬ :

Использовать знания детей о предметах, окружающих их .

ЗАДАЧА :

Формировать реалистические представления о предметах которыми пользуются мальчики и девочки (одежда, обувь, игрушки, спортивные принадлежности) . Закреплять знания о предметном мире. Продолжать учить детей применять в речи предложения сложной конструкции, распространенные предложения. Развивать системность мышления в процессе расширения знаний о предметах домашнего обихода, группировать по назначению. Воспитывать интерес к предметному миру.

МАТЕРИАЛ :

Панно с фигурами девочки и мальчика, картинки одежды, обуви и игрушек.

ПРАВИЛА ИГРЫ :

Дети рассматривают маленькие картинки с одеждой, обувью, спортивным инвентарем и игрушками, затем раскладывают на панно, что нужно мальчику, что девочке. Когда закончат игру, то объясняют, почему они так считают.

ЧУДО ТЕЛЕВИЗОР

ЦЕЛЬ : Использование знаний об окружающем мире .

ЗАДАЧА : Формировать реалистические представления об окружающем мире . Закреплять умение работать с вопросами, самостоятельно составлять их. Продолжать учить детей применять в речи предложения сложной конструкции, распространенные предложения. Активизировать и обогащать словарь. Развивать зрительное восприятие, внимание и память. Воспитывать интерес и любовь детей к природе.

МАТЕРИАЛ : Макет телевизора, картинки разрезанные пополам.

ПРАВИЛА ИГРЫ :

На экране телевизора половинка картинки, дети среди других половинок картинок ищут вторую половину картинки с экрана. Когда они находят вторую половинку, составляют из двух половинок картинку. По составленной картинке дети составляют рассказ или отвечают на вопросы заданные воспитателем