Формы сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и школы по вопросам преемственности. Формы сотрудничества по вопросам преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и школы Традиции сотрудничества детского сада и школы

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые в школе и, наоборот, - учет учителем достигнутого общего уровня развития дошкольника, сформированное™ нравственного поведения, волевой, личностной сферы ребенка.

Преемственность может рассматриваться как внутренняя связь, которая выражается в учебной деятельности обучаемых (дошкольников и школьников), и внешняя, связанная с деятельностью обу-чающих (воспитателей и учителей). В первую связь входит структура учебно-воспитательной деятельности, в которую входят следующие компоненты:

I) мотивационно-целевой, который обуславливает взаимосвязь мотивации и целеполагания учения;

3) учебно-операциональный, обеспечивающий развитие общеучебных и специальных умений и навыков, наличие мыслительных операций;

4) организационно-рефлексивный, - включающий навыки планирования, прогнозирования деятельности, само-взаимооцеики результатов собственной деятельности и товарищей.

Во внешнюю связь входит преемственность в деятельности воспитателей и учителей, которая проявляется в определенном типе отношения педагогов к детям, в отношении к педагогической деятельности, к родителям воспитанников и т.д.

В осуществлении преемственности важно обратить внимание на выполнение педагогом возложенных на него функций (оздоровительных, организаторских, воспитательных и т.д.), на знание педагогики, психологии, методик воспитания, его эрудированность

Реализации преемственности способствует существующая система образования, единые принципы образования: гуманизация, демократизация, дифференциация обучения и воспитания на основе учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей каждого ребенка; разработки и внедрения в практику инновационных преемственных по своей сути программ, перестройки системы подготовки и переподготовки педагогических кадров с ориентацией на различные профили и услуги образовательных учреждений.

Главная цель интеграции деятельности детского сада и школы - развить в ребенке добрые чувства, глубокий ум и здоровое тело. Но специфическое приоритетное направление для начальной школы - формирование у детей умения учиться, создание условий, при которых обучение становится для ребенка благом, основной формой его самовыражения; для дошкольного - раннее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих легкий, естественный переход ребенка в школу.



Проблема преемственности в воспитании и обучении дошкольников и младших школьников рассматривалась в работах Н.К.Крупской, А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, А.Ф.Говорковой, Я.Л.Коломин-ского, А.А.Люблинской, А.М.Леушиной, В.Д.Лысенко, Н.Н.Поддъякова, В.А.Силивон, А.П.Усовой и др.

"Промежуточное" положение шестилеток между дошкольниками и школьниками особенно явно проявляется в настоящее время, когда одни из них уже обучаются в школе, а другие продолжают по-сещать детский сад. В связи с этим актуализируются поиски новых подходов к проблеме преемственности между школьным и дошкольным образованием.

В РБ разработано и утверждено примерное положение об учебно-воспитательном учреждении "школа-детский сад", создаются "центры развития ребенка" - эти новые интегративные типы учебно-воспитательных учреждений организуются с целью создания оптимальных условий для обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста и обеспечения преемственности в организации и содержании учебно-воспитательного процесса. Творческими коллективами, утвержденными Министерством образования РБ, разрабатываются программы обучения и воспитания детей в подготовительной группе, программы специальной подготовки детей 5 лет к школе; стаадарты дошкольного образования. В справке Управления дошкольного воспитания Министерства образования РБ "Состояние и перспективы воспитания и обучения детей 5-7 лет в условиях дошкольного учреждения и школы в связи с реформированием системы образования" отмечается, что "преемственность необходимо понимать, с одной стороны, как установление диалектической взаимосвязи между этапами развития, личности при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту, с другой стороны - создание медико-биологических и психолого-педагогических условий в работе детских садов и школ для обеспечения этого развития".



Основными задачи преемственности являются:

1. Установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы.

2. Установление связи в физическом, умственном, нравственном,

трудовом и эстетическом развитии.

3. Установление связи в развитии личности ребенка в целом.

4. Сформированность активно-положительного отношения к детям со стороны педагогов и родителей.

5. Осуществление преемственности детского сада и школы в формировании общеучебных умений и навыков.

6. Преемственность содержания образования и воспитания в детском саду и первом классе школы.

Наиболее действенными формами работы школы и детского сада являются:

I. посещение воспитателями детских садов уроков в школе, а учителями школ занятий в детском саду с последующим обсуждением, вынесением рекомендаций;

2. совместные тематические совещания учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений с участием руководителей учреждений;

3. проведение родительских собраний в старших группах с участием учителей и воспитателей;

4. изучение воспитателем и учителем программ детского сада и I класса с целью выявления, какими знаниями, умениями и навыками овладели дети в дошкольном учреждении. Изучая программу I класса, воспитатели дошкольных учреждений узнают требования

школы к первоклассникам, учитывают их в воспитании ИУобучении

дошкольников;

5. организация различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей;

6. беседы учителей с воспитателями о детях, уходящих I сентября в школу, устная характеристика о слабых и сильных детях, о состоянии здоровья детей группы, о характере коллективных взаимоотношений, об усвоении детьми правил поведения, об отношении детей к старшим, о развитии познавательных интересов, о волевом развитии, а также о развитии интеллекта: пытливости, любознательности, критичности и т.д.;

7. совместная подготовка к конференциям, организация выставок;

8. взаимопосещения утренников и концертов.

С целью более тесной и систематической работы школы и детского сада учителями совместно с воспитателями разрабатываются планы преемственности, к выполнению которых привлекаются не только педагоги, но и родители.

План преемственности включает следующие разделы:

I. методическая и организационно-воспитательная работа;

2. воспитание у детей интереса к школе;

3. воспитание у школьников заботливости и внимательности к детям дошкольного возраста;

4. работа с родителями.

Неотъемлемой частью работы по преемственности школ и дошкольных учреждений является сотрудничество с семьей, что позволит добиться высокого уровня общего развития ребенка. Для решения этой проблемы необходимы согласованные действия работников дошкольных учреждений и семьи: все лучшее, что может дать семья (любовь, забота, уход, личное общение), детский сад и начальная школа должны сделать своим достоянием, и, наоборот, все хорошее, что приобретает ребенок в детском саду и школе (самостоятельность, организованность, интерес к знаниям и др.), должно находить продолжение и опору в семье. Только тогда улучшаться качество воспитания и обучения детей в школе и подготовка к школе в дошкольном учреждении, будет преодолен разрыв между семьей, детским садом и школой, являющийся серьезной преградой для правильного развития ребенка. Сотрудничество детского сада, семьи и юколы может решаться через следующие виды работ: общие родительские собрания, которые ставят своей целью познакомить родителей с основными требованиями школы, детского сада к содержанию проводимой работы дома, сообщение основных положений концепции развития личности, информация об основных педагогических, психологических, медицинских аспектах подготовки ребенка к юколе;

групповые родительские собрания, которые позволяют конкретизировать общие проблемы, уделить внимание диагностическим методикам определения готовности ребенка к школе. Воспитатели рассказывают о результатах проводимой работы с детьми, демонстрируют достижения детей, организуя выставки детских работ, концерт художественной самодеятельности и т.д.;

лектории для родителей,

педагогические консультации;

семинары;

открытые занятия и беседы с родителями о результатах, которые дети достигли, выставки детских работ, информация о специальной литературе;

совместные праздники;

встречи учителей с родителями будущих первоклассников.

Эффективными, стали такие формы взаимодействия, как взаимное знакомство с образовательными программами детского сада и школы, организация совместных педагогических советов, круглых столов, мастер - классов. Знакомство со спецификой планирования работы в детском саду и тематическими планами проведения уроков в школе дает возможность каждому педагогу обмениваться опытом, находить оптимальные методы, приемы и формы работы, знакомит с обстановкой и организацией жизни и обучения детей.

Такое сотрудничество формирует у педагогов понимание значимости процесса развития ребенка, а не накопления знаний, помогает сохранять здоровье детей, и не ущемлять его право на образование, определяет выбор способов индивидуального подхода к будущему ученику.

Ещё одним важным, на наш взгляд, направлением работы между детским садом и школой является организация совместных праздников, выставок, фестивалей, участие в проектной деятельности и других интересных мероприятий.

Формы осуществления преемственности:

1. Работа с детьми:

Экскурсии в школу;

Посещение школьного музея, библиотеки;

Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

Участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;

Выставки рисунков и поделок;

Встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);

Совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

Участие в театрализованной деятельности;

Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

2. Взаимодействие педагогов:

Совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

Семинары, мастер- классы;

Круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

Психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

Проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

Взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

Педагогические и психологические наблюдения.

3. Сотрудничество с родителями:

Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

Круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

Родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

Консультации с педагогами ДОУ и школы;

Встречи родителей с будущими учителями;

Дни открытых дверей;

Творческие мастерские;

Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

Образовательно- игровые тренинги и практикумы для родителей детей преддошкольного возраста, деловые игры, практикумы;

Семейные вечера, тематические досуги;

Визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);

Заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).

Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, что приведет их к взаимодействию и разработке совместных рекомендаций.

И ещё важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю. Но вот сегодняшний дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. Всё сразу изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду.

Поэтомуосновными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются:

Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение процесса адаптации первоклассников к школьному обучению (естественность перехода из детского сада в школу);

Улучшение подготовки к обучению в школе 5-6 летних детей;

Углубление интереса к жизни в школе;

Оказание помощи семье в новой ситуации, возникающей при подготовке к обучению в школе и при поступлении ребенка в школу.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами этих образовательных учреждений.

Цели и задачи осуществления преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и школы реализуются на основе проведения совместных мероприятий, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм, методов обучения и воспитания.

Сотрудничество общеобразовательной школы и детского дошкольного учреждения

Автор: Галицкая Майя Александровна, учитель русского языка ГУО "Недойская базовая школа Буда-Кошелёвского района" Гомельской области Республики Беларусь

Тема: сотрудничество общеобразовательной школы и детского дошкольного учреждения
Актуальность проекта:
В современном обществе ребёнок становится полноценным членом общества только тогда, когда усвоит социальные нормы и культурные ценности в единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в обществе. Это возможно при условии эффективной адаптации ребёнка в школьном коллективе, с одной стороны, а с другой – способности противостоять тем жизненным коллизиям, которые мешают его развитию, самореализации, самоутверждению.
Одной из главных помех при адаптации первоклассника в школьной среде является стрессовая ситуация, в которую он попадает, приходя в школу. Смена места пребывания, окружения, ритма деятельности, содержательности его повседневной жизни негативно отражается на психике ребёнка. С этим связан и психологический кризис 6-и лет, который наступает в результате того, что нервная система малыша не справляется с той непомерной нагрузкой и новыми впечатлениями, которые появляются с переходом его на следующую ступень жизненного развития.
Таким образом, для наиболее успешной адаптации выпускника дошкольного учреждения необходимо, чтобы пограничный период смены деятельности и социального статуса ребёнка (дошкольник – младший школьник) проходил как можно спокойнее, учитывая при этом личностные и психологические особенности шестилетних детей.
Цели :
сглаживание последствий переходного периода детский сад – школа;
создание условий для максимально бесстрессовой адаптации первоклассника в школе.
Предполагаемый результат: выпускник детского дошкольного учреждения социально адаптирован и социально защищён согласно психовозрастным потребностям, готов к началу обучения в общеобразовательной школе.

Задачи:
воспитывать активность ребёнка во взаимодействии с окружающей средой;
вырабатывать культуру поведения (выработка привычек и правил поведения в обществе);
вырабатывать социальную культуру (правильное отношение к окружающей действительности, к природе);
воспитывать гражданственность (правильное отношение к труду, общественной и частной собственности);
научить ребёнка применять имеющиеся у него знания, умения и навыки общения и взаимодействия с окружающим миром;
дать соответствующие возрасту общеобразовательные знания, представления о себе и окружающих;
формировать национальную культуру (уважение к государственным символам, сохранение культурных традиций страны, воспитание на историческом национальном наследии);
развивать уровень креативности (способности к творчеству) посредством вовлечения в различные виды деятельности;
повысить игровую культуру шестилеток, так как центральное новообразование психики ребёнка этого возраста – сюжетно-ролевая игра.

Работа с детьми:
научить детей вступать в контакт с окружающими, со сверстниками так, чтобы не нарушить имеющихся отношений;
вовлекать ребят для закрепления навыков в многоплановые социальные контакты на основе интереса к определённым видам деятельности;
принципы и методика работы с детьми в процессе взаимодействия должны находиться в строгом соответствии с психологическими закономерностями формирования личности;
создать все условия для выявления и развития потенциальных внутренних резервов личности;
оказать психологическую помощь в приспособлении к меняющимся условиям повседневной жизни;
помочь усвоить национальные и общечеловеческие нравственные ценности;
научить ребят применять имеющиеся у них знания, умения, навыки человеческого общения в повседневной жизни.
Работа с педагогическими кадрами:
создание учебно-воспитательной системы, способствующей обмену опытом и взаимосотрудничеству школы и детского сада;
организация и методическое обеспечение взаимодействия членов педагогического коллектива школы с членами воспитательского состава детсада.
Объект проектной деятельности (база внедрения):
Дошкольники 4 – 6 лет.

Субъекты проектной деятельности:
члены педагогического коллектива школы:

Педагог – организатор;
- школьный психолог;
- педагог-дефектолог (при необходимости);
- социальный педагог;
- руководители кружков;
- учителя начальных классов;
- учитель, принимающий выпускников детсада;
- лидер детского объединения.
- творчески работающие учителя.

Члены ученического коллектива школы:
- актив системы детского самоуправления;
- актив БРПО (Белорусская республиканская пионерская организация);
- ребята, посещающие кружки и занятия по интересам;
- "Октябрята";
- ребята, желающие оказать помощь в сотрудничестве.

Родительская общественность;
Члены воспитательского состава детского сада.

Формы и методы работы:
Вовлечение в совместную игровую деятельность школьников разных возрастов и дошкольников;
Организация совместного проведения мероприятий, КТД различной направленности (игровых, познавательных, развивающих, творческих, интеллектуальных);
Организация экскурсионных программ для дошкольников в рамках «школа – сад»;
Организация и проведение совместной творческой деятельности (выставок, конкурсов, фестивалей);
Работа социально-психологических служб по изучению личностно-психических качеств и свойств каждого ребёнка с последующим внедрением дифференцированных, личностно ориентированных методов и форм работы;
Индивидуальная работа по формированию, развитию и усовершенствованию знаний, умений и навыков в соответствии с возрастными особенностями, требуемых ситуацией.

Сроки и графики внедрения:
5 лет
Этапы планирования:
Подготовительный этап - 2 года:
Создание творческой группы из составов учителей, воспитателей, школьников и родителей;
Разработка программы сотрудничества и взаимодействия общеобразовательной школы и детского дошкольного учреждения;
Планирование учебно-методических комплексов;
Разработка комплексно-целевой системы педагогической деятельности и взаимодействия;
Создание аналитического материала для диагностики реализации проекта.

Основной этап – 2 года:
Проведение плановых учебно-методических мероприятий для участников проектной деятельности;
Выявление, обобщение и распространение лучшего опыта участников проектной деятельности по сотрудничеству и взаимодействию общеобразовательной школы и детского дошкольного учреждения;
Организация и внедрение учебно-воспитательной программы взаимодействия;
Наблюдение за выполнением проектной деятельности;
Аналитическая деятельность по реализации задач проекта.

Заключительный этап – 1 год:
Мониторинг и оценка результатов проекта;
Информационно-аналитическая работа по подведению итогов проектной деятельности;
Сопровождение первоклассников в первый год обучения в школе.

Критерии, по которым будет отслеживаться качество проекта:

1. Уровень социализации и адаптации детей на пограничном периоде «сад – школа»:
Уровень мотивации детей на учёбу;
Оценка возможности каждого ребёнка проявить свой творческий потенциал;
Степень реализации ценностных ориентаций первоклассника;
Степень влияния на детей различных факторов социального окружения;
Место школы в формировании личности ребёнка;
Уровень подготовленности детей начать обучение в школе.

2. Степень соответствия воспитательных услуг запросам и ожиданиям родителей:
Сравнительный анализ мнений первоклассников, участников
проектной деятельности, родителей относительно удовлетворённости проводимой работой.

3. Оценка социокультурной ситуации:
Оценка деятельности субъектов проектной работы по развитию общекультурного кругозора учащихся;
Уровень коммуникативных умений первоклассников;
Уровень ценностных ориентаций;
Уровень воспитанности детей, наличие негативных явлений в адаптации первоклассников, их анализ;
Наличие социокультурных мероприятий в проектной деятельности;
Состояние взаимоотношений между первоклассниками и другими членами школьного коллектива.
Нормативное обеспечение:
Кодекс Республики Беларусь «Об образовании»;
Концепция воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь;
Программа воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь;
Закон Республики Беларусь «О правах ребёнка».

Методическое обеспечение:
Научно-методические материалы по проблеме проекта;
Методические наработки членов педагогических коллективов школы и детского сада;
Методическая литература.

Ольга Стефанова
Формы сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и школы по вопросам преемственности

Формы сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и школы по вопросам преемственности .

В настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной сферы относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России .

Ключевым моментом в реализации преемственности является , как известно определение готовности ребенка к обучению в школе . Подготовка к школе является одной из составных частей обеспечение преемственности между дошкольником и школьными системами образования .

Средствами обеспечения преемственности являются педагогические технологии непрерывного образования , в обязательном порядке включающие в себя основания преемственности (развитие любознательности, способностей, творческого воображения ). Обучение детей дошкольного возраста строится на основе специфичных для этого возраста видов деятельности (игра, рисование, конструирование, и др.) в рамках которых, к 6-7 годам происходит становление предпосылок учебной деятельности.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Главное, что необходимо ребенку – положительная мотивация к обучению. Ребенок воспринимает школу как очередную игру , которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль. Не менее важны навыки речевого общения со сверстниками и взрослыми, достаточно развитая мелкая моторика рук.

Но полноценную учебную деятельность можно формировать только на основе игровой. «Недоигранность» является серьезной проблемой в жизни 6-7 летних детей. Для успешного вхождения в школьную жизнь , для овладения необходимым социальным опытом важна ролевая игра. В игре формируется умение пользоваться речью, умение договариваться (устанавливать правила, распределять роли, умение управлять и быть управляемым. Ребенок активно осваивает «Мир вещей» и «Мир людей» . Все это необходимо будущему первокласснику.

Механизм осуществления преемственности , его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов , реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу .

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений . Обычно в начале года педагогами составляется совместный план, целью которого является конкретизация работы по трем основным направлениям :

1. Работа с детьми :

Экскурсии в школу ;

Посещение школьного музея , библиотеки;

Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы ;

Участие в совместной образовательной деятельности , игровых программах;

Выставки рисунков и поделок;

Встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы ) ;

Совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников ;

Участие в театрализованной деятельности;

Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом) .

2. Взаимодействие педагогов :

Совместные педагогические советы (ДОУ и школа ) ;

Семинары, мастер- классы;

Круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы ;

Проведение диагностики по определению готовности детей к школе ;

Взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы ;

Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе ;

Педагогические и психологические наблюдения.

3. Сотрудничество с родителями :

Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы ;

Круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные» ;

Родительские конференции, вечера вопросов и ответов ;

Консультации с педагогами ДОУ и школы ;

Встречи родителей с будущими учителями;

Дни открытых дверей;

Творческие мастерские;

Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе ;

образовательно -игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста , деловые игры, практикумы;

Семейные вечера, тематические досуги;

Визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др .);

На протяжении уже нескольких лет наша дошкольная разновозрастная группа сотрудничает с филиалом «Желтухинская ООШ» .

Проанализировав всю предшествующую работу по преемственности , мы пришли к выводу, что, прежде всего, необходима выработка единой, системной и последовательной работы двух структур, дошкольного и начального образования . Мы пересмотрели нашу работу и разработали план совместных мероприятий, реализация которого ставила задачу не увеличения количества методических мероприятий, а улучшения качества преемственных связей между дошкольным и начальным звеном , позволяющим понять работу каждого изнутри.

Планируя работу, мы ориентируемся на портрет выпускника дошкольного образовательного учреждения , который должен соответствовать современным требованиям, предъявляемым к детям, идущим в первый класс.

В совместной работе эффективными стали такие формы взаимодействия , как взаимное знакомство с образовательными программами дошкольной группы и школы , организация совместных педагогических советов, мастер-классов. Еще одно важное, на наш взгляд, направление работы дошкольной группы и школы - организация совместных праздников, выставок, участие в проектной деятельности и других интересных мероприятиях.

Воспитатели подготовительной группы посещают уроки по математике, русскому языку в первом классе. Учитель, который на следующий учебный год набирает первоклассников, посещает занятия по обучению грамоте в дошкольной группе . Знакомство со спецификой планирования работы в дошкольной группе и тематическими планами проведения уроков в школе дает возможность педагогам обмениваться опытом, находить оптимальные методы, приемы и формы работы , знакомит с обстановкой и организацией жизни и обучения детей. Такое сотрудничество формирует у педагогов понимание значимости процесса развития ребенка, а не накопления знаний, помогает сохранять здоровье детей, определяет выбор способов индивидуального подхода к будущему ученику.

В течение года дважды проводится диагностика детей подготовительных групп школьным педагогом-психологом. Первая : в сентябре-ноябре – для выявления уровня развития и выстраивания процесса обучения и развития с учетом индивидуальных особенностей детей. Вторая : в апреле-мае – для определения достигнутого уровня. Между диагностиками педагогом-психологом ведется работа по коррекции тех или иных отклонений совместно с воспитателями и родителями.

Экскурсии дошкольников в школьные музей и библиотеку оставляют особенно радостные впечатления у детей. Дети узнают условия и традиции школьной жизни .

В течение года дошкольники посещают кружок «Школа будущего первоклассника» . Где успевают привыкнуть и полюбить свою первую учительницу.

Хорошей традицией является то, что в дни школьных каникул первоклассники могут вновь вспомнить дошкольное детство , увидеть воспитателей, поиграть в своей группе. И, самое главное, почувствовать, что их помнят в детском саду, им рады, их любят здесь, интересуются их успехами и затруднениями. С другой стороны, дети подготовительной группы с радостью встречаются со своими повзрослевшими друзьями, обмениваются впечатлениями, свободно общаются с ними, включаются в совместные игры, занятия.

Учащиеся школы , в свою очередь, являются участниками праздников и мероприятий в дошкольной группе , играя роли сказочных персонажей.

За весь год, наши дети много узнают о школе , с легкостью ориентируются в здании школы . С удовольствием туда идут. И мы надеемся, что вся работа, проведенная нами, сложится в систему и поможет нашим выпускникам легко адаптироваться и хорошо учиться.

Тема: «Скоро в школу я пойду»

Выполнила: Гусева Н.Е

воспитатель МБДОУ № 36

г. Елабуга


Возраст детей: Подготовительный к школе возраст 6-7 лет

Тип проекта: Информационно – ориентированный,

Исполнители:

Воспитатель подготовительной группы;

Учителя начальных классов;

Музыкальный руководитель;

Педагог-психолог;

Родители;

Дети.

Продолжительность проектной деятельности: Среднесрочный проект – 2 месяца,

Цель: Формирование положительного отношения детей к предстоящему школьному обучению, личностных качеств, адекватной самооценки и психологической готовности в целом.

Задачи:

    Обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребенка, укрепляя психическое здоровье дошкольника;

    Формировать у детей и родителей положительное отношение к школе включая в целостный пед.процесс, разносторонние формы совместной деятельности;

    Развивать у детей предпосылки к учебной деятельности: коммуникативные и поведенческие навыки, познавательные процессы, адекватную самооценку, способствующие принятию новой социальной позиции "школьника";

    Способствовать сотрудничеству, организации преемственности ДОУ со школой, знакомство со школой и профессией учитель;

    Повышать уровень компетентности родителей по вопросу формирования психологической готовности ребёнка к школе, разработав комплекс мероприятий, собраний, рекомендаций для родителей в этом направлении.

    Создание предметно-развивающей среды для ознакомления детей со школой.

Проблема.

Мы живем в XXI веке, в котором очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения детей заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы и методы обучения. Важной задачей любого образовательного учреждения является разностороннее развитие личности каждого ребенка и его социальная адаптация в обществе. От того, как ребенок подготовлен к школе, каково его психическое здоровье, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.

Значительное количество детей, несмотря на “паспортный” возраст и имеющиеся у них “школьные” навыки и умения, испытывают большие трудности в учении. Основной причиной их неуспеха является то, что они еще малы “психологически”, то есть не готовы к школьному типу обучения. Сама логика жизни подсказывает, что необходимо разрабатывать критерии и показатели психологической готовности детей к школьному обучению, а не ориентироваться лишь на физический или паспортный возраст детей.

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят перемены. С внедрением ФГОС в дошкольное образование целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершение ими дошкольного образования: готовность принять на себя роль ученика, развитие мотивов учения, способность подчинить импульсивные желания сознательно поставленным целям, развитие моральных мотивов, способность критичной самооценки своих действий, предпочтение социальных способов оценки своих знаний.

Подготовить ребенка в соответствии с этими требованиями – главная задача дошкольного образования.

С внедрением ФГОС особенно важной становится преемственность дошкольного образования и начального школьного обучения, необходимо создать условия преемственности детского сада и школы путем проведения различных совместных мероприятий.

В образовательном пространстве участвуют педагоги, родители и дети, следовательно, проводимые мероприятия должны быть ориентированы на всех участников образовательного процесса


Актуальность:

Большую роль в подготовке детей к школе играют родители, но не все из них знают, как правильно готовить ребёнка к будущей школьной жизни. Основная причина ошибок родителей при подготовке детей к школе - недостаточный уровень образовательной культуры семьи. Большинство педагогов и родителей уделяют внимание интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе; у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Одним из основных компонентов психологической готовности к школе является мотивационная готовность к школе. Мотивационная готовность к обучению в школе включает в себя развитую потребность ребенка в знаниях, умениях, а также стремление их совершенствованию. Мотивационная готовность к школе является предпосылкой успешной адаптации ребенка к школе, принятие им «позиции школьника

Таким образом, становится актуальна потребность в психологической подготовке дошкольника к обучению в школе, актуально проводить систему мероприятий, способствующих формированию «внутренней позиции школьников». Значит, возникает потребность в организации мероприятий, подготавливающих детей к школе.

Этапы работы:

Подготовительный этап:

Целью данного этапа является создание условий для реализации выбранной темы. Подготовительный этап условно разделён на блоки и включает в себя:
Сбор информации по данной теме.
Изучение родительских запросов, их компетентности по данной теме.
Разработку перспективного плана и составление конспектов совместной деятельности педагога с детьми, а также с родителями
Подбор материала (игрового и методического).

    Провести опрос детей.

    Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстрированный материал, игрушки, атрибуты для игровой и театрализованной деятельности по подготовки детей к обучению в школе

Основной этап:

Содержание работы построено по блокам педагогического процесса:
1.блок – непосредственная образовательная деятельность.
2.блок – совместная деятельность воспитателя с детьми (беседы, чтение художественной литературы, игры).
3. блок – свободная самостоятельная деятельность.
4. блок – взаимодействие с родителями (анкетирование, беседы, индивидуальные консультации и т.д)

Заключительный этап:

    Он включает в себя диагностический блок, цель которого - подведение итогов работы, выявление результатов

    Экскурсия в школу.

    Выставка работ «Я ученик» (с участием детей, родителей, педагогов)


Совместная деятельность

воспитателя и детей:

    Беседа «Чем я буду заниматься в школе», «О школе, чему там учат»

«Мы – будущие первоклассники», «Профессия-учитель»

«Кем я стану, когда закончу школу» и другие.

    Чтение произведений на тему «Школа»

    Д/игра «Приключения портфеля»

    Рисование «Я и школа»

    Развлечение совместно с учениками 1 «А» класса

    Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

    Вечер загадок «Скоро в школу».

    Слушание и разучивание песен и стихов о школе

    Встреча с первоклассниками (бывшими воспитанниками ДОУ)

    Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».

    Беседа о школьной библиотеке.

    Выставка детских работ «Я рисую школу

    Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Школа»

    Экскурсия в школу

    Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Самостоятельная деятельность детей:

  • Сюжетно-ролевая игра «Школа», «Семья»; «Библиотека».

    Дидактические игры «Собери портфель» и другие.

    Плоскостное моделирование – составление сюжетов из мозаики на тему школа..

    Чтение стихотворений о школе

    Составление икебан, букетов из природного материала для подарка школе.

    Рисование « Я рисую школу», «Мой портфель».

    Рассматривание картин, иллюстраций, открыток со школьной тематикой.

Взаимодействие с родителями:

    Анкетирование «Готов ли ваш ребёнок к школе?»

    Анкетирование родителей по готовности их ребенка к школьному обучению.

    Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:

- «Советы родителям будущих первоклассников»;

- «Готовим руку к письму»;

- «Как подготовить ребенка к школе»;

- «Формирование произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста»

-«Что должен знать ребёнок, поступающий в школу»

    Посещение занятий в подготовительных группах по желанию родителей

    Совместные праздники с участием родителей

    Папка-передвижка «Психологическая готовность к школе»

    Консультации: «Роль семьи в воспитании будущего школьника», «Роль семьи в воспитаниибудущего школьника».

    Беседы родителей с учителями начальных классов по пред школьной подготовке.

    Родительское собрание «Ребенок на пороге школы»

    Презентация «Психологическая готовность к школе»

    Круглый стол: «В семье первоклассник».

    Изготовление макетов для игр детей, атрибутов для сюжетно-ролевых игр

    Изготовление с детьми книжек- малышек на тему школа



Ожидаемый результат:

Предполагаем, что целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми, их родителями приведет к положительной динамике следующих показателей:

    Повысится уровень психологической подготовки детей 7-летнего возраста к школе, сформируется личностно-мотивационная готовность к школе;

    Повысится уровень сформированности личностных качеств дошкольников (любознательности, инициативности, произвольности и т.д.) . Дошкольники будут более активными в познании нового, уверенными в своих силах и возможностях.

    Повысится уровень компетентности родителей по вопросу формирования психологической готовности ребёнка к школе, а так же уровень активного участия родителей в образовательном процессе;

    Исчезнет страх перед будущим поступлением в школу и переход из детского сада в школу и адаптация в условиях школы пройдут естественно и безболезненно для детей.

Всё выше изложенное приведёт к успешному обучению в школе.

«Быть готовым к школе – не значить уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе - значить быть готовым всему этому научить»

(Венгер Л.А,)

Взаимодействие детского сада со школой.

Поступление в школу - переломный момент в жизни ребёнка. С него начинается новый этап в его развитии: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми. Физиологически и психологически перестраиваться. Как же сделать так, чтобы этот процесс прошёл для ребёнка безболезненно? Здесь мы уверены - большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы. Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Понятие преемственности трактуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, то есть - это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Серьёзный вопрос, которому необходимо уделять большое внимание в дошкольном возрасте - это формирование социальных навыков. В начальной школе работа по освоению социальных навыков продолжается. Особое внимание уделяется навыкам партнёрского общения и делового взаимодействия. Уже в детском саду дети начинают самостоятельно отрабатывать правила поведения в той или иной конкретной ситуации. Если говорить о физическом развитии, то и здесь большая часть работы падает на детский сад, так как дошкольный возраст - это период, когда развивается двигательная и сенсорная системы организма. Дети имеют возможность перемещаться по группе свободно. Им предоставляется свобода выбора вида деятельности, свобода выбора удобного ребёнку положения в пространстве (сидя, стоя, даже лёжа). Эта свобода позволяет ребёнку правильно развиваться физически. В связи с этим на начальном этапе школьного обучения педагоги во многих школах стали разрешать детям выбирать удобное положение. Развитие эмоционально-волевой сферы: цель одна, но задачи в школе несколько усложняются. В детском саду мы ведём работу по формированию у ребёнка простых навыков внутренней волевой регуляции. Дети занимаются каким-либо видом деятельности, чаще всего по желанию, ради успеха общего дела. Эти навыки продолжают активно формироваться в начальной школе в процессе взаимодействия к учебной деятельности. При этом, формы и методы организации учебно-воспитательной работы плавно переходят из детского сада в школу: утро начинается со сбора в круг, дети приветствуют друг друга и обсуждают проблемы, ребятам предоставляется возможность выбора задания любой степени сложности; они активно работают в парах. Проектная деятельность переходит из детского сада в школу. Одной из важных задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Нами определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием: методическая работа, работа с родителями, работа с детьми. Методическая работа предполагает проведение семинаров- практикумов, бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада по темам: адаптация учащихся первых классов к обучению в школе; психологическая готовность ребёнка к школе; задачи детского сада и семьи по подготовке к школе. Семинары включают в себя взаимные посещения уроков в первых классах школы и открытых занятий в подготовительной группе.

На занятиях присутствуют учителя, которые набирают детей в первый класс. Работа с родителями у нас также ведётся на протяжении всего учебного года.

Мы проводим родительские собрания о подготовке детей в школу, о развитии познавательных и творческих способностей, учителя отвечают на вопросы родителей будущих первоклассников. Это позволяет родителям определиться с выбором педагога и школы для своего ребёнка.

И конечно, работа с детьми.

На протяжении некоторого времени на базе нашего детского сада совместно со школой проводятся семинары, где дети знакомятся со своими будущими педагогами. Учителя посещают открытые занятия, общаются с будущими первоклассниками. Как сказал известный педагог Асмолов А. Г.

Не ребёнок должен готовиться к школе,

А школа должна готовиться к ребёнку…»

При тесном сотрудничестве учитель высказывает свои пожелания и рекомендации, которые нужны для нашей совместной работы. Вот например, одна из них: педагог в школе широко используя на своих уроках карточки для самооценки, порекомендовала использовать их в образовательной деятельности дошкольников подготовительной группы. Очень часто при проведении открытых занятий привлекаются и школьники 4 - 5 класса - наши бывшие выпускники. Нашим ребятам интересно работать с ними, ведь они делятся опытом, передавая свои эмоции, а также делятся знаниями. В нашем образовательном учреждении старший воспитатель, психолог, социальный педагог ежегодно отслеживают успеваемость наших выпускников на протяжении всей начальной школы. Дошкольники, в свою очередь, ходят в школу на экскурсии, принимают участие в культурной деятельности школы: концерты, спектакли, выставки поделок и рисунков. Встреча с учащимися школы, бывшими воспитанниками детского сада - всё это оказывает у детей желание идти в школу, вселяет уверенность в своих силах. Мероприятия проводятся не только в родных стенах детского сада и школы, но и на уровне посёлка.

В феврале 2014 года в одной из школ нашего посёлка, принадлежащей ОАО «РЖД», произошло важное событие - был построен и введён в эксплуатацию новый, полностью укомплектованный спортивный зал.

В мае 2013 года у меня был выпуск детей в школу, а семинар был проведён в ноябре 2013 г. В первой половине дня учителя смотрели мероприятие у нас в саду: в подготовительной группе была интересная деловая игра- «Путешествие в Москву», в этом мероприятии воспитателям помогали ученики 5-го класса; дошколята с удовольствием выполняли все задания, которые были подготовлены для них. Очень интересно провела занятие по английскому языку педагог из школы в подготовительной группе.

Педагог приходит и проводит свои занятия 1 раз в неделю в подготовительной группе. Музыкальный руководитель подготовила с детьми старшей группы сказку «Каша из топора», где были задействованы и ребята 1 - го класса. Школьники вместе с дошколятами играли вместе на одной сцене.

Во второй половине дня воспитатели и педагоги работали в школе. Я смотрела урок математики в первом классе. Это были мои выпускники! Тема урока была «Луч и отрезки». Каково было моё удивление, когда учитель предложила достать циркуль и отмерить им 5 отрезков. Дети успешно выполняли задания педагога. В конце урока дети поднимали карточки самооценки. Мне было интересно наблюдать, как они работали на уроке. Дети успешно отвечали, выходили к интерактивной доске и переставляли «вагоны у поезда», с заданиями педагога первоклассники справлялись.

Когда прозвенел звонок, ребята подбежали ко мне и начали хвалиться своими успехами в школе, я была рада за них! В четвёртом классе ученики готовили свои проекты прямо на уроке. Учитель разбила детей на три команды, они принялись за дело. Задание было такое: первой команде нужно было собрать материал про наш Сковородинский район (материал разный - это вырезки из газет, рассказы из личного опыта и другое). Вторая команда работала также усердно, они собирали материал о нашем посёлке. Ресурсы были разные, даже применение личного опыта. Третья команда должна была предоставить свой собственный репортаж с места недавних событий нашего посёлка. В классе были расположены три круглых стола, чтобы детям было удобно работать и общаться. В конце урока дети смело выходили и рассказывали информацию, какую приготовили. Урок прошёл с интересом. В конце дня, когда подводили итоги, учителя выступали со словами благодарности воспитателям. Дети приходят в школу подготовленные. Приводили примеры: когда дети, не посещавшие детский сад резко отличаются от «садовских» по своей подготовке к школе. Мне было приятно, что работа нашего детского сада имеет столь хороший результат.

Думаю, что такое сотрудничество ради детей, позволит и в дальнейшем добиться положительных результатов в работе. По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов имеют много общего, поэтому у нас общее имя - педагог.

Таким образом «Преемственность» даёт детям эмоциональное благополучие, быструю адаптацию к школе, развитие положительной мотивации умений в учебной деятельности. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и решение задачи преемственности.