ВСД. Восточный скоростной диаметр

Разговоры о необходимости строительства Восточного скоростного диаметра ведутся уже не один год, но приступить к проекту до недавнего времени не удавалось. Новострой-СПб выяснил, на каком этапе сейчас находится реализация данной концепции и как скажется строительство перспективной магистрали на рынке жилой недвижимости Санкт-Петербурга.

Общая характеристика ВСД

Восточный скоростной диаметр (ВСД) имеет большое значение для Санкт-Петербурга: трасса улучшит транспортную ситуацию в городе, свяжет его восточные районы с югом и центром, сформирует новый круглосуточный автомобильный переход для связи левого и правого берега Невы. На IV ежегодной конференции «Транспортная инфраструктура Санкт-Петербурга и Ленинградской области», которая проходила 15.11.2017, обсуждение проекта приняло масштабный характер, стал известен его текущий статус (выполнены предпроектные проработки магистрали, определена ее трассировка, утверждены изменения в Закон «О Генеральном плане Санкт-Петербурга»).

Восточный скоростной диаметр носит официальное название «Широтная магистраль скоростного движения с мостом через р. Неву в створе ул. Фаянсовая - ул. Зольная». Платная дорога охватит 5 районов города: Красногвардейский, Невский, Фрунзенский, Московский и Кировский.

Общая протяженность трассы составит 22,9 км, количество полос для движения предполагается сделать 6, транспортных развязок - 11. Реализовать проект планируется в течение 7 лет (2 года закладывается на проектирование и 5 лет на строительство).

«Восточный скоростной диаметр должен разгрузить автодорожную сеть юга Петербурга и повысить транспортную доступность сразу нескольких районов. Это отразится на комфорте проживания в них, а также привлекательности данных локаций для покупателей и девелоперов»

Алексей Бушуев, директор по продажам Seven Suns Development

Как ВСД повлияет на рынок жилья в отдельных локациях

Восточная хорда пройдет через Фрунзенский район. Часть ее планируется провести от Московского проспекта к Синопской набережной, вдоль Лиговского проспекта, что будет иметь большое значение для его жителей.

Эксперты уверены, что строительство такой важной для города и крупной магистрали как ВСД, повлияет на рынок жилой и коммерческой недвижимости и повысит инвестиционную привлекательность локации, поскольку сделает ее более удобной и связанной с другими районами города. «Вероятно, цены на недвижимость здесь будут расти, поскольку точной трассировки Восточной хорды у девелоперов не было, а потому заложить строительство дороги в стоимость не было возможности. При этом надо понимать, что речь идет о самих по себе качественных проектах, - комментирует Вартан Погосян, директор по маркетингу Glorax Development . - Повышать стоимость плохого жилья только за счет строительства новой магистрали бессмысленно - покупать не будут».

Светлана Денисова, начальник отдела продаж ЗАО «БФА-Девелопмент» , считает, что Фрунзенский район с открытием новых станций метро пережил настоящий ренессанс. Новость о строительстве Восточного скоростного диаметра тоже будет отыграна рынком, но это произойдет задолго до ввода магистрали в эксплуатацию. Как только приступят к работам, этот процесс сразу же скажется на ценах. Конечно, получение разрешительных документов и работа по девелоперским проектам очень длительна во времени, поэтому сиюминутных спонтанных реакций ждать не приходится.

Как ВСД изменит девелоперскую карту города

Мнения экспертов по поводу влияния открытия ВСД на девелоперскую карту города разделились. Алексей Бушуев, директор по продажам Seven Suns Development утверждает, что застройщики ориентируются на спрос и стремятся предугадывать его. А хорошая транспортная доступность является одним из важнейших рыночных преимуществ локации. Девелоперы традиционно учитывают подобные факторы, понимая, как открытие дороги повлияет на стоимость строящегося жилья и перспективных проектов. Поэтому еще на этапе утверждения трассировки магистрали можно ожидать повышение интереса застройщиков к прилегающим к ней микрорайонам. Удачно расположенные по отношению к ВСД площадки, ранее не вызывавшие у компаний интереса, могут оказаться востребованы.

Вартан Погосян полагает, что существенного влияния здесь быть не может - поскольку о проекте ВСД говорят уже давно, и его строительство не станет неожиданностью ни для компаний, ни для покупателей. «Думаю, что существенно изменить девелоперскую карту города могут только очередные изменения в законодательстве» - считает спикер.

На сколько подорожает жилье вблизи ВСД

Улучшение транспортной доступности неизбежно отразится на стоимости недвижимого имущества, уверены эксперты.

«Мы - пленники мегаполиса, и транспортная доступность в системе приоритетов - одна из главных позиций. Основная часть горожан склонна преуменьшать негативные факторы и позитивно реагировать на то хорошее, что несет в себе транспортная возможность. Долгое стояние в пробках сказывается более пагубно, чем большой транспортный трафик»

Светлана Денисова, начальник отдела продаж ЗАО «БФА-Девелопмент»

Запуск магистрали может подогреть цены на новые жилые комплексы, расположенные в комфортной близости к ВСД, комментирует Алексей Бушуев. Например, в 2016 году, еще в преддверии открытия центрального участка ЗСД, мы наблюдали повышение спроса на квартиры в строящемся рядом со съездом с трассы ЖК «Светлый мир «Я-Романтик» . После начала движения по новому участку магистрали произошла корректировка цен на жилую и офисную недвижимость в Василеостровском и Приморском районах. В зависимости от местоположения и параметров объекта рост цены квадрата составил от 3 до 10%. Также возросли и ставки аренды.

Девелоперы наверняка захотят обыграть момент транспортной доступности ЖК и будут цены повышать, рассказывает Вартан Погосян. При этом спрос сохранится только на тех проектах, которые и без ВСД хорошо продаются.

Что построят рядом с магистралью

Так как транспортная доступность локаций в связи с наличием ВСД существенно улучшится, то это повлияет на строительство жилой и коммерческой недвижимости.

«Интерес девелоперов к локациям, близким к новой магистрали, безусловно, возрастет, «выстрелят» те проекты, которые раньше не представлялись особенно интересными, - сообщает Светлана Денисова. - В первую очередь, я имею в виду реновацию промышленных территорий, это проекты, которые будут переоценены заново».

По мнению Glorax Development, именно существенная протяженность ВСД окажет влияние на развитие перспективного строительства. «Если мы говорим конкретно о Фрунзенском районе, то здесь в ближайшие годы будет реализован один из наиболее масштабных и перспективных проектов в городе - Ligovsky City , который предполагает развитие территорий и создание насыщенной комфортной среды в границах Волковской промзоны» - рассказывает Вартан Погосян.

Алексей Бушуев считает открытие ВСД значимым сразу для нескольких частей города - в том числе и для правобережной части Невского района. Последние годы вдоль Октябрьской набережной ведется активное строительство крупных жилых комплексов, ожидаются и новые проекты. При этом транспортная система района серьезно перегружена. Будущая трасса должна пройти всего в нескольких кварталах от ЖК «Светлый мир «О’Юность», что улучшит транспортную обстановку во всем микрорайоне и повысит доступность комплекса.

Обратная сторона медали

После запуска новой магистрали в локациях, расположенных поблизости, обычно существенно возрастает поток транспорта, что влечет за собой повышение уровня шума и концентрации выхлопных газов. Именно это сподвигло жителей Красногвардейского района выразить свое недовольство трассировкой магистрали, вследствие чего в план были внесены изменения. Многие люди до сих пор испытывают беспокойство в связи со строительством ВСД. Однако эксперты считают, что современные технологии строительства позволяют минимизировать уровень транспортного шума. Говорить же о существенном изменении экологической обстановки в большом городе вообще бессмысленно, комментирует Вартан Погосян, ведь речь не о строительстве предприятия тяжелой промышленности.

«Ряд девелоперских проектов предполагает создание соответствующей инфраструктуры и благоустройства, в том числе организацию зеленых зон, высадку деревьев и растений, словом, это может компенсировать предполагаемые экологические «потери» от строительства трассы»

Вартан Погосян, директор по маркетингу Glorax Development

Алексей Бушуев считает, что все зависит от особенностей трассировки магистрали и расположения по отношению к ней зданий. И это одна из задач разработчиков - найти оптимальное решение, учитывающее глобальные цели проекта и сложившуюся на пути магистрали текущую застройку.

А вот Светлана Денисова полагает, что жилые дома, находящиеся в непосредственной близости от трассы, несколько потеряют в цене, потому что на них придется основное негативное воздействие. Дополнительные шумы, выхлопные газы и пыль - хоть и не существенно, но все же неизбежное ухудшение экологических показателей.

Дата публикации 28 декабря 2017

Впервые о создании восточного скоростного диаметра (ВСД) начали говорить в 2012 году. Инициативу создания ВСД предложил губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко.

Так, в послании ЗакСу он указал на необходимость построения автомагистрали, которая будет иметь способность сделать город менее загруженным. Более детально узнать о ВСД можно в этой статье.

Несмотря на перспективные планы создания восточного скоростного диаметра, данный проект так и не был реализован, хотя уже прошло больше чем 5 лет. Но все же на сегодня проект снова стоит на рассмотрении многих специалистов и в общественности.

Стоит отметить, что для того чтобы решить дальнейшую судьбу данного проекта было даже заседание в 2017 году общественного совета при комитете по развитию транспортной инфраструктуры администрации города Санкт-Петербурга.

В ходе рассмотрения данного проекта многие поддержали его и указали на необходимости построения данной автомагистрали. При этом был одобрен второй вариант трассировки магистрали, который немного отличался от первого варианта.


Стоит отметить, что начальник отдела проектирования комитета по развитию транспортной инфраструктуры администрации города Санкт-Петербурга Андрей Шашков указал на то, что по протяжности улично-дорожной сети Санкт-Петербург не отстает от городов Западной Европы и Северной Америки.

Эти регионы похожие по своей численности и плотности населения. Но главной проблемой, которая отличает нас от развитых стран это недостаток автомагистралей, а именно их километровой протяжности.

Это в свою очередь не обеспечивает критерий удобного и комфортного передвижения граждан.

Именно этот факт дал направления в дальнейшей работе над созданием новых магистралей и новых дорог, для того чтобы обеспечить качественное и скоростное передвижение граждан.

Согласно второму плану трассировки магистрали она должна иметь такие параметры:

  • протяжность – 22,5 км, в том числе и по Санкт-Петербургу 14,5 км;
  • количество полос – 6 полос;
  • средние параметры интенсивности движения – 50-100 тыс. автомобилей за сутки;
  • общая стоимость проекта – 150 млрд. руб.;
  • время для реализации проекта – 5-7 лет;
  • стоимость для проезда – в пределах 60 руб. для легковых транспортов и 150 руб. для грузовых машин.

Именно соблюдая эти критерии и параметры в ближайшем будущем должен появиться восточный скоростной диаметр.

Какие этапы строительства запланированные

Проект построения трасы восточного скоростного диаметра заключает в себе определенные этапы строительства трассы.


Первым этапом строения дороги охватывается участок от западного скоростного диаметра до Витебского проспекта.

Также здесь хотят сделать крупные транспортные развязки при пересечении магистрали с Западным скоростным диаметром (ЗСД) и Московским, Витебскими проспектами.

Данный этап даст возможность подключить к (ЗСД) большую часть Московского района и сделать разгрузку с постоянной загруженности этих проспектов.

Вторым этапом постройки проектом указано постройка участка от Витебского до Союзного проспекта. Согласно этому предлагается осуществить три крупных развязки на Софиевской улице, Глухозерском шоссе и Союзном проспекте, а также мостовой переход через реку Нева.

На данный момент вопрос, касаемо построения тоннеля не рассматривался, но на заседание Комитета Национального объединения строителей по освоению подземного пространства, который прошел в Санкт-Петербурге, была представленная идея сооружения перехода реки Нева.

Председатель Комитета, генеральный директор ОАО «Метрострой» Вадим Александров предложил наработки тоннельного перехода через Неву для ВСД с завлечением специалистов ОАО «Ленметрогипротранс».

После получения пожеланий и технических данных от всех сторон, которые были заинтересованы в данном проекте, Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга все-таки оставил на рассмотрении идею варианта сооружения высоководного разводного моста. Такой мост позволит обеспечить постоянную переправу.

Так, эксперты Комитета указывают, что в юго-восточной части города очень мало мостовых переходов. Поэтому с дальнейшими крупными застройками и расширением города обязательно должен появиться новые мосты, в том числе и автомобильные.

Третий этап заключается в том, что ВСД должно пройти от Союзного проспекта до административной границы Санкт-Петербурга у улицы Коммуны. Но стоит отметить, что на сегодня конкурс на разработку проекта, касаемо планировки данного проекта не был разработан и представлен.

Проблемы с созданием планировки заключаются в том, что трассировка магистрали, которая существует сегодня вызывает много возражений как со стороны администраций двух районов Петербурга, а также и возмущений со стороны населения.

Так народ обеспокоен тем, что дороги находятся и будут находиться достаточно близко к жилым домам. Это в свою очередь не будет давать нормально жить населению из-за повышенного шума и загрязнения атмосферы.

Также на пути к магистрали возникает достаточно сложный участок, а именно: Ладожский вокзал, ЖД, ЖК и исправительная колония №7. Конечно власти планирует задействовать Ладожский вокзал исключительно для езды «легкого» метро, также стоит под большим вопросом перенос исправительной колонии № 7. Все эти вопросы остаются открытыми и нуждаются в решении в ближайшее время.


Недавно Андрей Шашков указал на то, что в перспективе должен быть выбран маршрут в обход Ладожского вокзала, а также полосы отвода железной дороги и колонии.

Магистраль будет должна пройти на расстоянии 150 м. от ЖК «Ладожский парк». Именно это место больше всего и вызывает протесты у жителей данного жилого комплекса.

Стоит отметить, что постоянные заявления Комитета по развитию транспортной инфраструктуры о том, что должны быть построенные сооружения, которые позволят снизить шумовую и вибрационную нагрузку на жилые помещения, которые находятся вблизи от трассы.

Но такие заявления не внушают доверия в граждан, поскольку экологическая обстановка и уровень опасности все же настораживает жителей, которым придётся находиться рядом с автомагистралью.


Автодорожный тоннель

Комитет по развитию транспортной инфраструктуры отмечает, что все наработки касаемо ВСД не стоит рассматривать как окончательные проекты.

Поскольку ряд проблем, которые возникают при постройке, заставляют постоянно вносить коррективы.

Так, если учитывать плотности застройки некоторых районов, то в последнее время активно рассматриваются предложения о создании ряда подземных тоннелей или переходов над городскими застройками.

Все это даст возможность решить очень много проблематичных вопросов. Также рассматривались и проекты о постройке обходных объектов снизу или сверху над исправительной колонией №7.

Когда ждать открытия ВСД?

Стоит отметить, что точной даты реализации открытия ВСД нет. Конец застройки планируется примерно в ближайшие 5-7 лет. Так, в 2017-2018 году будет окончательно сделанные планы, которые полностью отобразят протяжность и технические характеристики магистрали.

А сами строительные работы будут занимать примерно 5 лет. То есть уже к 2023 году стоит ожидать начало эксплуатации дороги.

Предвыборный год начал обратный отсчет в Петербурге. Действующий губернатор Георгий Полтавченко припас туза в рукаве — Восточный скоростной диаметр. Этот проект станет для него имиджевым — все большие стройки Полтавченко приходилось «донашивать» за предыдущими градоначальниками. Но ВСД при такой спешке может превратиться в новый очаг напряженности в городе и сыграть с губернатором плохую шутку.

Проект строительства Восточной хорды или Восточного скоростного радиуса — принципиален для Полтавченко. О нем он докладывал президенту РФ Владимиру Путину во время открытия центрального участка ЗСД в 2016 году. А в конце того же года в программном интервью федеральным СМИ Полтавченко объявил сроки старта строительства — через 1,5 — 2 года.

На исходе 2018-й — время собирать камни и запускать прокладку широкополосной магистрали. Она уже вызвала бурления в обществе во время обсуждения трассировки ВСД. С новой силой народное недовольство вспыхнуло со стартом слушаний в районах, по территории которых проляжет очередная платная дорога.

Планировочное решение участка ВСД. Изображение: gov.spb.ru

Изменений, внесенных в Генплан в 2017 году, оказалось недостаточно. Тогда удалось добиться отвода трассы до жилых домов по улице Ворошилова на расстояние до 300 метров и отменить строительство транспортной развязки ВСД с Индустриальным проспектом.

С приближением слушаний-2018 в соцсетях снова множились группы протестующих против планов по строительству ВСД. Горожане боятся, что их жизнь станет ремейком мучений обитателей Канонерского острова, над головами которых протянули ЗСД. К тому же не избежать сноса зданий. Некоторые из которых — исторические.

История вопроса

В конце 2015 года АО «ЗСД» провело начало искать автора градостроительного обоснования на строительство Широтной магистрали скоростного движения с мостом через Неву в створе ул. Фаянсовая – ул. Зольная. Контракт на работы тогда получило АО «Институт «Стройпроект», которое взялось создать обоснование за 14 млн рублей.

Далее в дело вступил КРТИ. В течение 2017 года комитет заключил три контракта на подготовку документации по планировке территории для размещения магистрали. Речь шла о трех этапах: от первого — участок от примыкания к ЗСД до пересечения с Витебским пр., включая транспортный узел на Витебском пр. до второго — участок от транспортного узла до пересечения с Союзным пр., и заканчивая третьим — участок от Союзного пр. до административной границы Санкт-Петербурга.

Все три конкурса выиграло все то же АО «Стройпроект», получив контракты на общую сумму более 100 млн рублей.

Схема первого участка ВСД. Изображение: gov.spb.ru

Затем на сцену снова вышло АО «ЗСД» с контрактами на более серьезные суммы. Речь шла уже выполнении изыскательских работ и разработку проектно-сметной документации по ВСД. Тут три контракта поделили и АО «Институт Гипростроймост – Санкт-Петербург». У «старожила» проектирования ВСД — соглашения по 1 и 3 этапам на 530 млн рублей, а у новичка этого проекта — контракт почти на 339 млн.

К чему спешка

Контракт по последнему участку — от Союзного пр до границы с Ленобластью — гласит, что инженерные изыскания должны быть завершены к ноябрю 2018, а разработка проектной документации — к февралю 2019. Откорректированную документацию после госэкспертизы заказчик — АО «ЗСД» получит только в апреле 2019. Таким образом, существует только трассировка, проекта еще нет. А Смольный уже торопится начинать работы, которые затронут жителей Красногвардейского, Невского, Фрунзенского, Московского и Кировского районов.

Более того, пока так и не решено — будет построен в створе Фаянсовой и Зольной улиц для переправы через Неву. Не найдены партнеры для концессии, пока лишь подписаны протоколы о намерениях с Евразийским банком развития и ВТБ. Но Полтавченко озвучивает сроки, которые обязывают его ускорять процесс: начать строительство в 2020 и сдать ВСД в 2022 году.

Трассировка ВСД на осень 2016 года. Изображение: gov.spb.ru

Если планы Полтавченко по победе в выборах-2019 осуществятся, то к исходу своего третьего срока он, наконец, сможет, оставить Петербургу хоть один начатый и завершенный при нем же крупный проект. Есть и другой вариант развития событий: ВСД — это затравка для избирателей. С одной стороны, губернатору нужно что-то пообещать городу в канун выборов, с другой — ни ему, ни команде утомленных вице-губернаторов не хочется брать на себя бремя согласований и риски социального недовольства. В этом случае при новом сроке Полтавченко ВСД станет долгостроем почище «Зенит-Арены»: годы корректировок, заигрывание с горожанами под видом учета их мнения, долгие поиски концессионеров.

Какой ценой

Другой вопрос, не станет ли такой пропуск к третьему сроку миной замедленного действия. Спешка при проектировании — залог социальных протестов. И Петербург знает об этом не понаслышке. Из-за такой спешки при проектировании моста Бетанкура бюджет судорожно ищет деньги . Ошибку уже признал вице-губернатор Игорь Албин.

В бесконечные суды вылилось срочное строительство участка — там жильцы требуют тишины, а «Магистрали Северной столицы» строят по второму кругу шумозащитные экраны. О спасении от шума молят и , мимо которых мчат по ЗСД автомобили. ВСД обещает обострение таких проблем и волны выступлений градозащитников, если Бремя выплат будет лежать на бюджете города, пока ЗСД не начнет зарабатывать заложенные проектом 9 млрд 600 млн в год.

Похоже Георгий Полтавченко в предвыборном запале не задается вопросом, нужна ли казне города новая финансовая «пиявка» в виде ВСД, только рублей.

Начались общественные слушания по проекту планировки первого этапа Восточного скоростного диаметра (от ЗСД до Витебского проспекта). В представленных материалах "ДП" насчитал более 100 объектов капитального строительства (помимо зданий это ЛЭП и др.), которые должны быть вместе с землей изъяты под госнужды для строительства магистрали.

Самое крупное здание в списке (57 тыс. м2) расположено на производственной площадке "Электросилы" на Московском проспекте, 158, и принадлежит ПАО "Силовые машины - ЗТЛ, ЛМЗ, Электросила, Энергомашэкспорт". Этот цех такой большой, что его сочли возможным разобрать частично, демонтировав северную часть.

Среди остальных зданий размером (8,2 тыс. м2) выделяется отдел вневедомственной охраны по Московскому району. Его сотрудники потеряют шестиэтажку на Варшавской улице, 1. А по самому престижному адресу - Московский проспект, 135, расположен торгово–офисный центр. Это перестроенное дореволюционное здание (2,1 тыс. м2) принадлежит и находится в лизинге.

Кроме того, под снос идут десятки построек : в основном это здания военной части №117, которая дислоцировалась на территории существовавшей до революции Офицерской воздухоплавательной школы (квартал между Парковой улицей и Витебским проспектом). Расстанутся военные и с мастерскими на Рощинской улице, 1, и с большим (5,2 тыс. м2) производственным корпусом на Иркутской улице, 2.

На той же Иркутской улице потеряет свои производственные и складские постройки . А на Парковой улице четырех зданий лишится ООО "Производственное объединение "Мобильные краны". У ПАО "ТГК №1" изымут крупный (6,2 тыс. м2) административный корпус на Кубинской улице, 7, лишится опор ЛЭП и подстанции.

Пока что проект планировки территории находится в стадии общественных слушаний, официально не утвержден, и в него могут быть внесены коррективы. Но вряд ли они будут существенны, тем более что собственники, судя по всему, о начале слушаний не проинформированы.

Компании, владеющие зданиями, по большей части не в курсе того, что попали под строительство дороги. Энергетики узнали об этом от "ДП". "Когда получим соответствующее предписание от города, будем совместно решать с ним вопрос", - заявили в "Ленэнерго". Представители одного из промышленных предприятий "что–то об этом слышали", но пока не волнуются и считают, что проект строительства дороги еще может измениться. В "Сбербанк Лизинге" никаких уведомлений об общественных слушаниях не получали. "Как только получим официальную информацию, будем работать с властями", - сообщили в пресс–службе компании.

"Изъятие участков, без сомнения, удорожает проект, но других вариантов решения проблем не существует. Вернее, существуют, но еще более дорогостоящие", - сказал в комментарии "Деловому Петербургу" генеральный директор Например, трассу можно было бы провести не в стороне от железной дороги, а над ней, но это, вероятно, было бы гораздо дороже.

По мнению Алексея Белоусова, основную часть расходов на выкуп участков с находящимися на них постройками возьмет на себя частный инвестор, который будет строить и эксплуатировать дорогу.

Город, как участник проекта, тоже вложится, но косвенно, например бюджетными гарантиями. При этом Алексей Белоусов считает преждевременным на данном этапе давать оценку, какую часть стоимости проекта составят затраты на изъятие участков.

Схема финансирования будет отражена в концессионном соглашении, но практика показывает, что третьим лицам ознакомиться с ним очень сложно, поскольку оно считается коммерческой тайной. "Может быть, мы никогда и не узнаем, кто в итоге за что заплатит и в каких пропорциях", - сказал "ДП" Алексей Белоусов.

Напомним, что Восточный скоростной диаметр пройдет от ЗСД, пересечет Московский проспект рядом с железнодорожным мостом (там и находится бизнес–центр), пройдет через Неву в створе Фаянсовой и Зольной улиц, через КАД и соединится с трассой "Кола". Проект разбит на несколько этапов.

Слушания объявлены по первому (от ЗСД до Витебского проспекта), предложения и замечания принимаются до 4 октября.

Также уже завершена разработка проекта планировки второго этапа: от Витебского до Союзного проспекта. Приступить к строительству планируют в 2019 году, а завершить его - к концу 2022–го.

Концессионера еще предстоит выбрать.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

ВСД оставит без земли владельцев сотни участков, потеснит зелёную зону и лишит покоя тысячи петербуржцев. Будущим соседям широтной магистрали впору завидовать жильцам единственного приговорённого к сносу дома, но без боя они не сдаются

Проект планировки двух первых участков Восточного скоростного диаметра добрался до общественных слушаний и предсказуемо упёрся в сопротивление. Транспортная экология центра теряет привлекательность, когда её залогом становится соседство с шумной трассой. Бизнес и Росгвардия тоже не довольны: одни рискуют лишиться производств, вторые – штаб-квартиры. Один раз Смольный уже уступил, но теперь отступление стоит в десять раз дороже.

«Только давайте без лозунгов», – попросили на слушаниях 6 сентября жителей Фрунзенского района. Параллельно дискуссия шла в Кировском, накануне о том же самом говорили в Невском и Московском районах. В каждом случае сценарий один: вступительное слово представителя проектировщика, потом вопросы. Отличались мероприятия градусом возмущения и наполненностью зала.

Восточный скоростной диаметр должен соединить уже действующую платную магистраль (ЗСД) и КАД. Общая протяжённость немного не дотягивает до 23 километров, 14,7 из которых прошьют город. От Благодатной до кольцевой предполагается строить шестиполосную трассу, которая в области будет сужена до четырёх. Проект первых двух участков – плод труда компании «Институт «Стройпроект». В её документах через Неву в створе Фаянсовой и Зольной улиц перекинут мост, хотя идти над или под Невой официально ещё не решено. Где и как намерены пустить ВСД, общественности показали в августе .

«Первоочередное – это дополнительная переправа через Неву на самом протяжённом участке без мостов. Город в ней очень нуждается», – упирал на плюсы главный инженер проекта Сергей Авессаломов.

По его словам, ВСД уведёт из исторического центра транзитные потоки, оставив дороги тем, кто ездит туда на работу или в поисках развлечений. Трасса разгрузит Володарский мост, мост Александра Невского, снизит напряжённость на южном участке кольцевой, предоставит новые развязки и, в основном, пройдёт по «серому поясу». Исключением стал Невский район, где широтную магистраль хотят пустить рядом с парком имени 30-летия Октября. Авторы проекта заверяют, что деревьев и без того не самая зелёная часть города не лишится, но жителей не устраивает даже соседство.

«Здесь школьники и взрослые занимаются бегом, катаются на лыжах. Другого места для занятий спортом в микрорайоне нет!» – возмущаются они в коллективном заявлении, разосланном в ЗакС, администрацию и вице-губернатору Игорю Албину. Он солидарен с Невским районом и видит переправу под, а не над Невой.

В противном случае трасса уничтожит детскую площадку, притиснется к гимназии, спортивно-оздоровительному комплексу и домам на проспекте Обуховской Обороны. В комитете по развитию транспортной инфраструктуры обещают шумоизоляционные щиты, но пример Канонерского острова, ЗСД и моста Бетанкура доверия не внушает. Экраны называют неэффективными, шум и вибрацию – невыносимыми. Кроме того, с эстакады на голову свалиться могут как гаечные ключи, так и строительная техника.

Разработчикам предъявили также панораму Невы и Финляндского железнодорожного моста и вид на возрождающийся храм во имя иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость» вместе с действующей рядом часовней. Всё это является объектами культурного наследия и будет загорожено мостом.

Согласиться на ВСД под боком в Невском районе готовы только при замене моста на подземный тоннель, а лучше и вовсе сменить приоритеты.

«Требуем перенести сроки начала оценки проектирования магистрали до момента окончания строительства Большого Смоленского моста», – обращаются жители к Смольному. Большой Смоленский, по их мнению, не только важнее, но и дешевле. Нынешнюю же трассировку ВСД никакими благими намерениями оправдать нельзя.

На этом фоне остальные слушания прошли хоть и нервно, но тихо. Особой реакции не вызвало даже заявление о сносе жилого дома во Фрунзенском районе. «Дом Салова, 30, к сожалению, попадает под конструктив самой магистрали. Демонтаж и расселение», – вынесли приговор проектировщики. Жители отметили плачевное состояние четырёхэтажки и, казалось бы, не расстроились.

«Сейчас начинается подготовка постановления по изъятию. Часть дома – это социальное жилье, им через жилищный комитет будет подобрано аналогичное. А другая часть дома – собственники, им будет предложена денежная компенсация по рыночной стоимости», – обрисовали перспективы в КРТИ.

Не молчали и промзоны. Ради новой магистрали без земли намерены оставить собственников 65 участков на первом и 48 на втором этапе. Данных по третьему этапу пока нет. Под дорожный бульдозер в числе прочего могут угодить гаражи, площадка немецкой компании Liebherr на Витебском проспекте, действующие цеха завода «Электросила» и шестиэтажное здание на Варшавской улице, где квартируется отдел вневедомственной охраны по Московскому району. В Росгвардии не обрадовались, но против приказа не пошли:

«С учетом сложившейся ситуации, Главное управление Росгвардии по Петербургу и Ленинградской области готовит обращение к властям города о подборе административного здания для размещения отдела вневедомственной охраны по Московскому району с учетом требований, предъявляемых к объектам данного типа».

ПАО «Силовые машины» отреагировало острее. Автомобильные потоки собирались пустить над их цехами, но не вышло. На чётной стороне Московского проспекта действуют градостроительные ограничения, связанные с высотной застройкой – эстакады не поднять. Изъятие же земельного участка сорвёт «Силовым машинам» выполнение государственного оборонного заказа.

«Это недопустимо», – указала компания в обращении в администрацию. Единственным выходом там считают исключение своей территории из предполагаемого маршрута ВСД.

Для остальных собственников переселение если и не такое проблемное, то не менее нежеланное. Смольный обещает компенсировать, но как и в каком размере, будет определено только на стадии проектирования.

«Сколько нам отмерено?» – с отчаянием спрашивали во Фрунзенском районе. Добились практически точного – три года на изъятие после утверждения проекта. Оно должно состояться в декабре. Георгий Полтавченко уже выразил надежду, что к строительству приступят в 2019 году и оптимистично прибавил, что к скоростным трассам горожане привыкли .

Тем временем в администрациях ждут замечаний и предложений от тех, кто сейчас стоит на пути ВСД. Выиграть бой против чиновников можно, что уже доказали жители Невского района . Но теперь им нужно не отодвинуть трассу от окон, а убедить Смольный потратиться. По данным КРТИ, тоннель раза в три дороже моста, а в разрезе столетней эксплуатации – в 8-10 раз. В Невском районе рассчитывают докричаться до главы «Газпрома» Алексея Миллера. Жители надеются на его неравнодушие к гимназии №330, выпускником которой он является. А пока будущие ученики готовятся осваивать меры длины, рассчитывая расстояние от школы до планируемой шестиполосной трассы.

Справка:

Восточная широтная магистраль – платная трасса, которая пройдет внутри промышленного пояса южной планировочной зоны вдоль северного железнодорожного полукольца по территории Красногвардейского, Невского, Фрунзенского, Московского и Кировского районов и предусматривает переход через реку Неву в створе улиц Фаянсовой и Зольной. Стоимость проекта составит 160 млрд рублей. В ходе ПМЭФ город подписал два протокола о намерениях, с Евразийским банком развития и ВТБ на 160 млрд и 110 млрд рублей соответственно, на участие в концессии по строительству трассы. Строительство должно быть завершено в 2022 году.

Татьяна Ципуштанова