Сценарии классных часов для 5 кл. Темы для юкоз

«Доброта»

Классный руководитель

учебный год

1. Тема классного часа «Одеваем радугу»

Ребята, сегодня у нас открытый классный час, тему которого вы узнаете чуть позже.

Сначала отгадайте загадку:

На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил. (Радуга)

Верно! Но наша радуга будет необычной. На полосках восковой свечой я написала слова, вы раскрасите их красками и тогда сможете прочитать эти слова.(показываю на первой полоске и прикрепляю ее). Ваша задача - быстро раскрасить полоски соответствующими красками (только берите немного воды!) и прикрепить их к доске. Кто быстрее и аккуратнее?

Обществу

Благородство

Читая сверху вниз первую букву каждого слова, вы узнаете тему классного часа.

О чем будем говорить? (о доброте).

А эпиграфом к нашему классному часу станут слова А, Чепурова

Давайте поклонимся доброте

Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звездной красоте,

Земля добра. Она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!

2. Беседа "Значение добрых слов"

Мы поговорим об уважительном и заботливом отношении к окружающим, об очень важном и нужном качестве для человека – о доброте. Создадим себе хорошее настроение. И для начала – улыбнитесь всем окружающим.

А знаете ли вы историю слова "добро"? Это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок. Слышали вы и такие выражения, как "Дать добро" и "Получить добро". А понятен ли вам смысл этих слов?

ДАТЬ ДОБРО – дать согласие, разрешение на что-либо, одобрение.

ПОЛУЧИТЬ ДОБРО – получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение.

Как вы думаете, что такое доброта?

С чем можно сравнить доброту?

Итоги теста

3. “Одеваем солнышко”.

Когда у вас в классе все по-доброму, какое у всех настроение?

Становится теплее, правда?

А что всех людей согревает? (солнышко)

У нас на доске солнышко. Только у него короткие лучики. Ваша задача написать за 1 минуту добрые слова на букву “Д” и прикрепить лучики к солнышку.

(дорогой, добросердечный, душевный, доброжелательный, добродушный, добропорядочный, достойный)

4. Чтение стихов.

Как хорошо вы знаете добрые слова! Но вот сила вежливых слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо они перестают быть волшебными.

На сколько вы умеете владеть силой вежливых слов мы сейчас проверим. Вам было дано домашнее задание выучить стихотворение о доброте и сейчас вы послушаем, как по доброму вы их прочтете.

(чтение стихотворений)

Добрый день! – тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.

Нам желают “Доброго пути!”
- Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Только к доброму чему-нибудь.

Мой добрый товарищ, пожалуйста,

Добро совершать не бойся.

Но только прошу не жалуйся

Пожалуйста, мне больше

Не ожидай благодарности

За сделанное тобою

За те нежданные радости

Подаренные добротою

Добро - не доблесть!

Не жалуйся,

Добро совершать не бойся

Помог человеку и радуйся

Награды не нужно большей.

- Здравствуйте! - ты скажешь человеку.

Здравствуй! - улыбнется он в ответ.

И здоровым будет много лет.

За что мы говорим «спасибо»?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали? Сколько раз?

Эти слова все известны давно,

Видишь, они и просты, и не новы.

Но я еще раз повторю все равно: -

Добрые люди, будьте здоровы!

Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что, без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду,

И взрослых перебивать,

И что обещал - забывать.

Но если я все же забуду -

Простите, я больше не буду.

Когда по склонам вечной суеты

Бежать от неудач устанешь люто,

Направь шаги

Тропою доброты

И радость помоги найти кому-то (И. Романов)

Как бы жизнь не летела -

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело –

Тем живем на земле.

А. Лесных

Стираются лица и даты,

Но все ж до последнего дня.

Мне помнить о тех, кто когда-то

Хоть чем-то согрели меня.

Согрели своей плащ-палаткой,

Иль тихим шутливым словцом,

Иль чаем за столиком шатким,

Иль попросту добрым лицом.

Как праздник, как счастье, как чудо

(Все вместе):

Идет доброта по земле

И я про нее не забуду,

Как я забываю о зле.

Ю. Друнина

5. Игры с пословицами.

Много теплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть душу. Но только ли добрые слова нужны людям? Только ли по количеству добрых слов, которые произносит человек, можно судить о том, добрый ты или нет?!

Есть пословица: "Доброе слово и кошке приятно"

Как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей)

А теперь подумаем над смыслом еще одной пословицы: "Доброе слово человеку, что дождь в засуху" Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы детей)

А) прочти пословицу

В) кроссворд

6. Составление фамилий с корнем - добр-.

Из этих пословиц видно, что добро всегда приносит радость окружающим людям.

Есть еще одна пословица “Жизнь дана на добрые дела”. Человек совершает добрые дела в течение всей жизни. А нашим предкам давали фамилии по их делам.

Ваша задача за 1 минуту подобрать или придумать как можно больше фамилий с корнем – - добр-.

Эти фамилии может и существуют. А вот фамилии с корнем “-добр-” реальных людей:

(1928 – 1971) – космонавт, Герой Советского Союза, полёт на “Союзе-11”. Погиб при возвращении на Землю.

Добронравов Николай – современный поэт-песенник.

(19– в 1962 году посол в США.

Добрынин Вячеслав – известный современный композитор.

И этот список можно продолжать долго.

7. Игра "Сказочный герой – добрый или злой"

Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладошки, если злой – закрываете лицо ладошками. (Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Водяной, Баба Яга, Морозко, Мальвина)

А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)

8. Рисунок “Доброта”.

9. Комплименты.

А часто ли вы употребляете добрые слова? Эти слова еще называют "волшебными словами" Почему? (Ответы детей)

Какие добрые, "волшебные слова" звучат в нашей речи? Что они означают? (Ответы детей)

Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы часто встречаемся в жизни. И есть приветствия и пожелания, в которые входит само слово "добро"

Добро пожаловать!
В добрый час!
В добрый путь!

За такие рисунки мне хотелось бы подарить вам комплименты. А знаете ли вы, что это такое?

Давайте говорить друг другу комплименты.

Ребята встают друг против друга и, глядя друг другу в глаза, говорят комплименты.

Я тоже хочу сказать вам комплимент: мне было очень хорошо с вами работать.

10. Добро и зло на чашах весов

«Спешите делать добро». Эти красивые, меткие слова принадлежат главному врачу московских тюремных больниц. Он очень много делал по облегчению условий жизни заключенных. Этот призыв высечен на постаменте памятника доктору, установленного в 1909 году в Москве, в переулке Мечникова.

Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут это узнать старинные весы?

Учитель показывает самодельные чашечные весы.

Что вы сделали хорошего?

Чем вы помогли людям?

На одну чашу мы будем класть "зло" (таблички с надписями "Зависть", "Жадность", "Грубость" и т. д.).

Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с "добром". Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас, и по капельке положим их на чашу весов с добром.

Дети подходят по одному к весам, говорят о своем добром деле и кладут на чашу свою "капельку" (приготовить заранее). Вскоре чаша весов "добра" перевешивает чашу "зла".

Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.

На чистый лист ватмана каждый ребенок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации : дом, птицы, деревья, фигурки детей, облака, солнце. Получается красивая аппликация.

Как мы назовем эту картину? ("Мир", "Как прекрасен этот мир", "Добро победило зло").

Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро приятно и радостно).

11. Подведение итогов

Наш классный час подходит к концу. Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.

Надо, надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть,

И завертится Земля быстрей.

Если будем мы хоть чуточку добрей!

Финальная песня «Дорогою добра»

right " style="border-collapse:collapse;border:none;margin-left:6.75pt;margin-right: 6.75pt">

Можно ли человека заставить быть добрым? Можно ли стать добрым на время? Нужно ли быть добрым к любому человеку? Легко ли быть добрым? Есть ли у вас желание делать добрые дела? Можно ли быть добрым вообще, никак не проявляя доброту в делах? Согласны ли вы с мыслью о том, что началом доброго отношения к людям явля-ется умение прощать?

Классный час в 5 «В» классе, на тему: «Поговорим о дружбе».

Подготовил : учитель истории и обществознания МАОУ «Видновской гимназии» Орлова С.И.

Цели: Формирование представления о том, что такое дружба и каким должен быть друг; воспитание добрых качеств детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству.

Задачи:

    Дать понятие настоящей бескорыстной дружбы.

    Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, показать, что человек не может жить один, ему нужны верные друзья.

    Учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали.

    Воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.

    Формировать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае ошибки.

Форма организации: классный час.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

I. Организация класса. Эмоциональный настрой.

II. Сообщение темы и цели классного часа.

– Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьезная тема классного часа.

Отгадайте загадку:

Обществу
Дарить
Радость
Улыбку
Желание
Благородство
Единство

Читая сверху вниз первую букву каждого слова, вы узнаете тему классного часа. – О чем будем говорить? /О дружбе./

Учитель.

– Дорогие ребята, сегодня мы поговорим о дружбе.

Учащимся предлагается подумать над вопросом: «Что такое дружба?» После небольшого размышления каждый высказывает свое мнение……

Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба ».

В толковом словаре дается такое определение, что такое дружба: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов» .

Дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.

Послушайте притчу о дружбе:

Как-то два друга, много дней шли в пустыне.

Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал.

Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг спас.

Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Первый спросил его:

Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

И друг ответил:

Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.

– О чем эта притча, чему она учит нас?

– Действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг.

Народная мудрость гласит : Настоящий друг с тобой, когда ты не прав.

Когда ты прав, всякий будет с тобой.

Учитель.

А кого можно назвать другом?

Друг – это тот, кто …

(- Понимает меня;

С кем мне хорошо; кто мне всегда поможет;

Посмотрите на доску: ТОВАРИЩ, ДРУГ, ДРУЖБА.

– Мы связаны по жизни со многими людьми: с одними учимся в классе, с другими проводим свободное время, с третьими встречаемся в кружке, секции. Мы связаны совместной деятельностью (занятием). И если у вас общие интересы, симпатия, то можно назвать этих ребят – товарищами.

Дружба же - это высшая степень товарищества. Она приносит радость и удовлетворение от общения.

Произносишь слово «дружба» и сразу вспоминаешь своего друга, подругу, то есть тех, с которыми тебе интересно общаться, играть, читать новую книгу или секретничать. Дружить можно со всеми и с кем-то одним. Дружить можно и в классе и во дворе. Но друзья – это не только ваши сверстники. Друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний.

Друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту. Ведь недаром одна из пословиц гласит: Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по общности взглядам, деятельности, по условиям жизни;

Друг – тот, кто связан с кем-нибудь дружбой.

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Учитель.

– Задумаемся над тем, что дружба нужна и детям, и взрослым в разных жизненных ситуациях.

– Какого друга можно назвать настоящим?

Но, к сожалению, не у всех из нас есть друзья! А если у кого-то друга нет, то отчего так могло случиться? (Дети высказывают свои мнения.) Да, чаще всего именно оттого, что человек сам не готов стать для кого-то настоящим другом. Например, он начинает капризничать, требуя от друга слишком много, ничего не предлагая взамен.

Давайте познакомимся с тремя ситуациям, которые наверняка встречались в жизни, и попробуем проанализировать и благополучно разрешить их. (Ученики внимательно слушают учителя.)

1-я ситуация: «Мой друг выдал тайну»

У вас была тайна, о которой никто не знал. Вы доверили ее самому близкому другу. А он взял и поделился с одноклассником.

Что это: предательство, желание утвердиться за чужой счет или простительные болтливость и безответственность, к которым надо отнестись снисходительно? Вы сурово осуждаете друга за это? Или готовы простить ему оплошность? Вы сами никогда бы так не поступили (не поступали)?

Учитель. Конечно, надо хранить доверенную тебе тайну и уметь отвечать за свои слова, ведь очень легко ранить другого человека, открывшего тебе душу.

2-я ситуация: «Друг просит помощи»

Вечером, во время интересной передачи по телевизору, мне позвонил Олег и попросил срочно помочь ему разобраться с заданием по математике. Представляете, я ждал эту передачу всю неделю, я так хотел ее посмотреть, а тут Олег со своей математикой! И вот я весь вечер просидел за книгой. Но зато как же Олег был мне признателен за это. Теперь я уверен, что если бы мы поменялись местами, т. е. не ему, а мне нужна была помощь, то он не задумываясь поможет мне. А как бы вы поступили на моем месте?

3-я ситуация: «Друг говорит плохие слова»

Твой друг употребляет плохие слова и выражения. “Как бы вы поступили?”.

Учитель. Разные ситуации, разные мнения, но всегда остается важным то, какое решение вы приняли в том или ином случае. Теперь мы, кажется, подошли к такому моменту, когда вам можно задать самые важные вопросы:

    Как научиться дружить?

    Какими качествами должен обладать друг и от каких качеств ему хорошо было бы освободиться?

Ученики высказываются.

Давайте поиграем в игру «Важные качества». Учитель перечисляет личностные качества, а дети хлопком выбирают те, которые подходят, по их мнению, другу.

Добрый, злой, глупый, умный, неряшливый, аккуратный, правдивый, хитрый, грубый, вежливый, любознательный, любопытный, находчивый, плаксивый, веселый, жадный, щедрый, драчливый, уравновешенный, верный …

Учитель с учениками делают вывод, что все хотят дружить с хорошими ребятами. А для этого нужно и самому быть хорошим. Давайте вспомним «Золотое» правило поведения: «Поступай с человеком так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Учитель: - Давайте порассуждаем, о дружбе мальчиков и девочек. Возможна ли между ними настоящая дружба?

Дружить могут все, независимо от пола, национальности, возраста, достатка.

Какие пословицы о дружбе вы знаете? (Дети называют).

Игра «Закончи пословицу» Внимание на слайд.

    Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.

    Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.

    Один за всех …… /и все за одного/.

    Человек без друзей …… /что дерево без корней/.

    Дружба – как стекло …… /разобьешь – не сложишь/.

    Недруг поддакивает, а ……/друг спорит/.

Физминутка (дети выполняют в парах).

Немного отдохнём.

Ты дрозд и я дрозд (показывают)

У тебя нос и у меня нос.

У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,

У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.

Мы два друга, мы любим, друг друга (обнимаются).

Учитель. А сейчас поиграем. Я называю персонажа из сказки, а вы должны сказать с кем он дружит?

Игра «Кто с кем дружит?»

1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)

2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина,Пьеро)

3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)

4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)

5. Забавные Бурундуки Чип и …(Дейл).

6. Добрая Белоснежка и…(семь гномов).

Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Составьте законы дружбы.

Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.

Основные законы дружбы.

Читают ученики по очереди.

1. Один за всех и все за одного.

2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.

3. Радуйтесь вместе с друзьями.

4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.

5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.

6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко.

7. Старый друг лучше новых двух.

– Если вы будете выполнять эти законы, то станете настоящими друзьями.

– Вот и подошёл к концу наш классный час. Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой.

Давайте поиграем в интересную игру, которая называется «Волшебная рука»

Дети на альбомных листах обводят свою руку. Предлагается на пальчиках написать свои достоинства и хорошие качества.

Учитель: - А теперь свои ладошечки подарите тому, с кем бы вы хотели подружиться.

Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Говорят, что друг познается в беде. В этом случае особенно остро проявляются такие качества как бескорыстные, доброта, отзывчивость.

А теперь посмотрите сюда (указывает на доску). На экране изображено огромное сердце, которое готово всех любить и всем помогать. Это сердце нашего класса! Здесь есть маленький кармашек, куда каждый из вас может опустить сердечко с добрыми и мудрыми пожеланиями себе, классу, другу. Этот кармашек, наполненный добром ваших сердечных мыслей, мы откроем через 5 лет, когда вы перейдете в 9 класс. Все это время кармашек будет храниться у классного руководителя. (Учащиеся пишут записки, играет музыка.)

Мое вам пожелание: всегда старайтесь помогать друг другу, будьте верными и добрыми друзьями, помните данное вами слово.

Итог классного часа:

Скажите ребята, что такое дружба?

С какими словами познакомились на уроке?

Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и самого терпеливого кота Леопольда:

– Ребята, давайте жить дружно!

Конспект классного часа для 5 класса на тему «Азбука общения»

По утверждению психологов главной и определяющей деятельностью для младших подростков является общение. А лучшие возможности для общения предоставляет совместная работа или игра. В данном сценарии автор объединяет эти 2 занятия и предлагает сценарий игры, в ходе которой возникают различные ситуации для общения.

Выполняя задания игры, дети обсуждают варианты ответов, учатся уважать чужое мнение, учатся находить объединяющие качества, выявлять положительные черты характера у сверстников, что способствует сплочению коллектива, выработке позитивной установки в общении.

Цели: формировать у детей коммуникативные навыки, навыки позитивного общения, умения понимать себя и других; ознакомить с основными правилами общения; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как тактичность, доброжелательность, терпимость к мнению других; развивать умение слушать, понимать, сопереживать.

Форма : групповая игра.

Оборудование:

а) приготовить альбомные листочки (по количеству экипажей). На каждом листке написать: «Путевой лист»;

б) приготовить квадраты (по количеству экипажей) из бумаги разного цвета, разрезать их на 4 произвольные части (4 участника в экипаже). Если цветной бумаги не хватит, можно сделать квадраты в горошек, в полоску, в клетку и т. п.

Оформление класса

На перемене перед классным часом нужно расставить парты, чтобы дети могли сидеть по 4 человека лицом друг к другу. На каждый стол положить по 1 тетрадному листку бумаги.

На перемене перед классным часом на доске записать положительные человеческие качества.

Качества, которые украшают человека

Красивый

Любознательный

Эрудированный

Деликатный

Искренний

Симпатичный

Разносторонний

Тактичный

Справедливый

Аккуратный

Вежливый

Надежный това

Рассудительный

Воспитанный

Толковый

Интеллигентный

Бескорыстный

Трудолюбивый

Душевный

(не жадный)

Старательный

Сердечный

Скромный

Отзывчивый

План классного часа

1. Интерактивная беседа на тему «Общение».

2. Мини-лекция «Золотые правила общения».

3. Игра «Тайна третьей планеты»:

а) «Экипаж». Формирование групп;

б) Планета «Содружество». Поиск общих признаков;

в) Планета открытий. Поиск положительных качеств;

г) Планета «Бумеранг».

4. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Интерактивная беседа на тему «Общение»

Классный руководитель. Ребята, наш сегодняшний классный час будет посвящен общению.

Как вы считаете, можем ли мы прожить, не общаясь с другими людьми?

Примерные ответы детей:

Дома мы общаемся с членами своей семьи.

Мы ходим в школу, общаемся с одноклассниками, учителями.

Потом мы будем работать, будем общаться с людьми на работе.

Даже старые люди, которые уже не ходят на работу, ходят в магазин, на рынок, вызывают врача, общаются с работниками ЖЭКов.

Даже если мы окажемся в кабине космического корабля, МЫ будем общаться по радио с Центром управления полетом.

Классный руководитель. Да, вы правы, человек не может прожить без общения с другими людьми. Но общаться можно по-разному. Ссора, драка, ругань - это ведь тоже общение. Нравится ли вам такое общение?

Дети отвечают.

Как вы понимаете слова «деликатность», «тактичность»? Хотели бы вы, чтобы с вами обращались деликатно, тактично?

Дети дают ответы, классный руководитель комментирует, уточняет понятия (тактичность и деликатность - это душевная тонкость, нежность, вежливость).

Что значит, по-вашему, «возлюбить ближнего»?

Примерные ответы детей:

Принять его таким, какой он есть.

Найти в нем что-то хорошее.

Простить ему какие-то недостатки.

Пожалеть его.

Сочувствовать ему.

II. Мини-лекция «Золотые правила общения»

Классный руководитель. Действительно, ребята, тысячами нитей связаны мы с другими людьми. От этих людей зависят наши успехи в учебе, работе, наше здоровье и даже сама жизнь. Поэтому человеку обязательно нужно научиться общению.

Несколько лет назад большую популярность получила книга американского психолога Дэйла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». В этой книге автор дает простые правила:

Как понравиться окружающим;

Как стать популярным;

Как заставить людей выполнять твои желания.

Но многие читатели обнаружили, что, выполняя эти правила, человек просто манипулирует другими людьми. Манипулирует - значит управляет, использует в своих целях. Иногда люди поддаются на эти уловки, но крепкой дружбы, глубокого уважения, искренней привязанности с помощью этих правил добиться трудно. И человек чувствует себя одиноким и опустошенным.

Для полноценного общения нужны другие, более трудные и более серьезные правила.

Мы живем в России. Это страна тысячелетней христианской традиции. По каким правилам общались друг с другом наши предки?

Этих правил всего 2. И вытекают они из Евангелия.

Правило первое: «Возлюби ближнего как самого себя».

Правило второе: «Всегда поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобою».

Легко ли выполнить эти правила? Это мы узнаем во время нашей игры «Тайна третьей планеты».

III. Игра «Тайна третьей планеты»

Цель: найти объединяющие признаки и выявить положительные качества у сверстников; научиться ставить себя на место другого человека.

«Экипаж». Формирование групп

Классный руководитель. Представьте себе, что вас включили в отряд космонавтов. Комплектуются экипажи из 400 человек. Вы должны выбрать себе экипаж. Для этого нужно вытянуть из коробки разноцветные детали из бумаги. Те, у кого оказались детали одного цвета, будут в одном экипаже. И таких экипажей у нас окажется 8 (красный, белый, синий, желтый, коричневый, лиловый, зеленый и оранжевый).

Все дети выходят к доске, вытягивают детали из бумаги.

Классный руководитель. А теперь вам дается 2-3 минуты, чтобы найти членов своего экипажа и занять места в космическом корабле.

Дети объединяются по цвету бумажных деталей и занимают столы.

Да, кого-то мы не хотели бы видеть в своей команде, но ради дела придется находить общий язык со всеми. Первое задание. Чтобы запустить двигатель нашего космического корабля, нужно собрать квадрат из тех деталей, которые вы вытянули из коробки.

Дети собирают квадраты. Классный руководитель обходит столы, проверяет результаты.

Планета «Содружество». Поиск общих признаков

Классный руководитель. Ну, вот, все двигатели запущены, и наши космические корабли несутся по просторам Вселенной. Внимание, вот и первая планета - Планета «Содружество». Она ставит перед экипажами вторую задачу - найти что-то общее для всех 4 членов команды. На каждом столе лежит листок бумаги. Это путевой лист вашего экипажа. Напишите на нем не меньше 5 признаков, которые вас объединяют (внешность, характер, интересы, способности, вкусы). Если экипаж не смог найти объединяющих признаков, он не сможет продолжить полет. Ведь в космическом путешествии возможны встречи с разумной жизнью. И если мы не можем договориться друг с другом, мы не сможем установить контакт и с представителями других миров.

Дети записывают объединяющие их признаки: граждане России, жители одного города, ученики одной школы, одного класса, всем по 11 лет, у всех есть домашние животные, все играют в футбол, болеют за «Динамо», все любят Глюкозу и т. п.

Ну что ж, ребята, какой экипаж не смог найти 5 признаков, которые объединяют его членов? Нет таких?

А кто нашел больше 5 таких признаков?

Дети поднимают руки, отвечают. По ходу ответов выясняется, у кого наибольшее количество объединяющих признаков. Классный руководитель просит детей зачитать свои записи.

Чем больше общего нашли между собой члены экипажа, тем более успешной будет их работа. Им можно поручить сложные, ответственные задания.

Все экипажи из нашего класса прошли испытание, и наше путешествие продолжается.

Планета открытий. Поиск положительных качеств

Классный руководитель. А вот и вторая планета - Планета открытий. Чтобы ступить на эту планету, нужно сделать открытие. Нужно открыть что-то хорошее в других людях. На доске записаны качества, которые украшают человека. Может быть, вы обнаружите какие-то из них в членах вашей команды? Или откроете что-то свое?

Итак, начинаем выполнять задание этой планеты.

Сделайте на своем путевом листке табличку из 4 столбиков. Вверху у каждого столбика напишите имя и фамилию членов вашего экипажа. Это будет его личная колонка. Ваша задача - найти у каждого члена своего экипажа его главное хорошее качество и записать это качество в столбик с именем. Чтобы найти хорошие качества, нужно провести обсуждение, добиться согласия всех членов экипажа. Задание понятно? Можете начинать.

Примерный вид таблички на путевом листке

Таня Иванова

Игорь Сидоров

Ира Смирнова

Искренняя

Потом каждый экипаж допишет в каждую колонку по одному хорошему качеству.

В течение 3-5 минут дети выполняют задание.

Классный руководитель. А теперь мы передадим свои листочки по кругу всем экипажам. Каждый экипаж, посовещавшись, найдет у своих товарищей еще что-то хорошее и допишет в каждую колонку еще по 1 положительному качеству.

Когда путевой листок вернется к своему экипажу, каждый обнаружит в своей личной колонке столько прекрасных качеств, найденных вашими товарищами на Планете открытий, сколько экипажей.

Включается музыка. Дети совещаются, заполняют листочки. На каждом листочке каждый экипаж дописывает по одному хорошему качеству под фамилией участника. Решение о том, что писать, дети принимают совместно, в процессе обсуждения.

Ну вот, все листочки вернулись к экипажам, и все с удивлением обнаружили, какие прекрасные люди учатся в нашем классе! А между тем мы неумолимо приближаемся к загадочной планете «Бумеранг»

Планета «Бумеранг». Поставить себя на место другого

Классный руководитель. Что такое бумеранг? Это такое орудие, которое возвращается к тому, кто его бросил. Но при чем здесь планета? Почему она носит такое название? Эту загадку нам предстоит разгадать.

Тут, на этой планете, мы нашли дневник древнего ученика. Отдельные фразы в этом дневнике стерлись от времени. Нам нужно восстановить эти фразы, и тогда, может быть, мы и разгадаем секрет этой планеты. Послушайте обрывки этих фраз и попробуйте угадать их окончания, которые поглотило неумолимое время. На обсуждение и формулировку ответа вам дается 1 минута.

Фраза для первого экипажа: «Взялся за перила, а рука наткнулась на чью-то противную и липкую жевачку. И вдруг я вспомнил...» Что же вспомнил этот древний ученик?

Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже приклеивал жевачку куда попало, не думая о других людях.

Классный руководитель. Второй экипаж, слушайте вашу фразу: «Приехал на речку, а весь берег усыпан консервными банками и грязной бумагой. И вдруг я вспомнил...»

Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже бросал мусор, не думая о других людях.

Классный руководитель. Третий экипаж, ваша фраза: «Забыл ручку, и никто не дал запасную. И вдруг я вспомнил...»

Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже жадничал и не хотел делиться с другими.

Классный руководитель. Четвертый экипаж, послушайте вашу фразу: «На перемене кто-то подставил подножку, я упал, а все смеялись. Было больно и обидно. И вдруг я вспомнил...»

Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже ставил подножки ребятам и смеялся, когда они падали.

Классный руководитель. А теперь фраза для пятого экипажа: «Забыл выучить правило и получил двойку. Все надо много смеялись. И вдруг я вспомнил...»

Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже радовался чужим неудачам.

Классный руководитель. Шестому экипажу достается такая фраза: «Ночью у бабушки сильно болела голова, ей нужно было уснуть, а за окном ребята включили магнитофон на полную громкость. И вдруг я вспомнил...»

Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже громко кричал во дворе, не думая о других людях.

Классный руководитель. Фраза для седьмого экипажа: «В столовой кто-то вылил чай в мою тарелку с кашей, и я остался голодным. И вдруг я вспомнил...»

Примерный ответ : Я вспомнил, что я тоже портил еду в столовой, не думая о том, что кто-то останется голодным.

Классный руководитель. Восьмой экипаж, угадайте окончание такой фразы: «Кто-то спрятал мой портфель, и я весь урок его искал, за это получил замечание в дневнике. И вдруг я вспомнил...»

Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже для смеха прятал чужие вещи.

Классный руководитель. Девятый экипаж, ваша фраза: «Мы убирали на школьном участке, и мне одному пришлось выносить кучи листьев, потому что все сбежали. И вдруг я вспомнил...»

Примерный ответ : Я вспомнил, что я тоже часто отлынивал от генеральной уборки, не думая, что за меня мою работу будут делать другие.

Классный руководитель. Десятая фраза достается десятому экипажу: «Мы играли в футбол, а какой-то старшеклассник забрал у нас мяч и забросил его на крышу гаража. И вдруг я вспомнил...»

Примерный ответ : Я вспомнил, что я тоже обижал малышей, пользуясь своей силой.

Классный руководитель. Мне кажется, что вам удалось угадать смысл этих стертых фраз. Мы слишком задержались на этой планете, и нам пора возвращаться домой. Но для того чтобы вернуться. нужно разгадать тайну этой планеты. Итак, последнее задание - Дать ответ, почему эта планета называется «Бумеранг»? И какое золоте правило нарушил этот древний ученик?

Примерные ответы детей:

На этой планете к человеку бумерангом возвращаются все его плохие поступки.

Все, что сделал человек плохого, потом возвращается к нему от других людей.

Этот ученик нарушил главное правило общения: нужно всегда поступать с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.

Классный руководитель. Ну вот мы и разгадали тайну третьей планеты, и нам пора возвращаться на Землю. А чтобы мы никого здесь не оставили, нужно встать и всем взяться за руки.

Дети встают за партами, берутся за руки, смыкая цепь.

IV. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Ну, вот мы и прибыли на Землю Понравилось ли вам, ребята, наше путешествие? Что вам запомнилось?

Примерные ответы детей:

Мне очень понравилось находить хорошее в людях.

Мне понравилось находить общее у нас, таких разных.

Мне запомнилось, как мы вспоминали свои плохие поступки, разгадывая стертые фразы.

Мне кажется, теперь я буду смотреть на людей другими глазами.

Мне кажется, мы стали немножко добрее друг к другу.

Дополнительный материал

Игры на развитие навыков общения

Поздороваемся

Участники рассчитываются на раз-два-три. Получаются 3 группы. Разделиться можно и любым другим способом. Например, заранее по числу участников приготовить цветные квадратики: красный, синий, зеленый. Каждой группе предписывается какая-то поза: на корточках, на цыпочках, полуприсев, наклонившись вперед, вбок. Изменять позу нельзя, при этом здороваться придется, соприкоснувшись локтями. Много смеха, веселой неразберихи, прекрасный заряд бодрости.

А еще каждой группе можно предложить роль. «Вы, европейцы, здороваетесь за руку. Вы индийцы - здороваетесь, сложив ладони у лица. Вы, японцы, здороваетесь полупоклоном. Вы, папуасы, здороваетесь, потершись носами. Вы, инопланетяне, здороваетесь, подпрыгивая. А теперь пусть каждый поздоровается с соседом!» В этой игре дети получают урок толерантности: все мы разные, но рады друг другу.

Дадим отпор

Эта игра дает сильное чувство принадлежности к группе и защищенности. Все становятся в круг. Ведущий начинает: «На нас напали комары (жара, холод...)». Ему дружно отвечают: «Дадим отпор комарам». Ведущий быстро указывает на кого-то из участников. Тот предлагает свой вариант. «На нас напала скука!» - «Дадим отпор скуке!» Игру можно сделать проблемной и развивающей внимание. Ведущий говорит, например: «На нас напало желание много знать!», «На нас напали угрызения совести!» Тогда группа кричит не «Дадим отпор!», а «Поддержим!».

Тайный дирижер

Игра на внимание. Участникам надо угадать игрока, который «дирижирует» поведением остальных.

Все становятся в круг. Один из игроков (доброволец или выбранный считалкой) выходит за дверь, а оставшиеся назначают тайного дирижера, движения которого они будут повторять. Ушедший возвращается в центр круга. Игроки (вслед за дирижером) хлопают, топают, кружатся, раскачиваются, исполняют танцевальные движения, водят хоровод, а водящий должен угадать, кто же ими руководит. Раскрытый тайный дирижер сам потом превращается в ведущего.

Волшебные квадраты

Игра вырабатывает умение работать в команде. Потребуются 2 листа ватмана, одинаково расчерченные на 1 б квадратов. Первый лист - у ведущего. В квадратах он располагает различные предметы. Они должны быть парные. Например: в квадратах 1 и 5 лежат одинаковые ручки; в квадратах 3 и Ю - монетки или баночки с краской, а квадраты б и 12 остаются пустыми...

Ведущий на 15 секунд открывает свой лист команде - ей предстоит запомнить расположение предметов. Получив такой же расчерченный лист, игроки должны по памяти разложить на нем только что увиденные предметы в той же последовательности, что и на листе у ведущего, для чего у игроков есть набор предметов, среди которых и такие, каких нет на листе у ведущего. Разговаривать, советоваться вслух - можно.

Изюминка игры в том, что ребята должны сообразить, как использовать преимущества команды. За 15 секунд одному трудно успеть заметить и запомнить расположение всех предметов во всех квадратах, но если каждый член команды фиксирует только свой фрагмент (3-4 квадрата), задание выполняется безошибочно.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 7

Красносельского района г. Санкт-Петербург

Открытый классный час:

« C емья и семейные ценности».

Составитель:

классный руководитель 5 Б класса,

СвистуноваТатьяна Эвальдовна

2016-17 уч. год

Цели и задачи:

    Воспитание чувств любви и гордости за свою семью;

    Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям;

    Побудить участников классного часа к размышлениям об отношениях в их семьях;

    Способствовать формированию нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к родителям, взаимопонимания и терпимости в отношениях взрослых и детей;

    Формировать потребность в общении взрослых и детей, необходимость друг другу;

    Развивать интерес и любознательность, открытость, положительные эмоции и чувства.

Оборудование класса: уголок с рисунками «Моя семья», «Золотые руки моей мамочки», выставка фотоальбомов "Моя семья", тема, эпиграф на доске, распечатанные пословицы и поговорки о семье, Интернет-ресурсы: грамзаписи с песнями о семье и дружбе, презентация «Моя семья».

Приглашены родители обучающихся.

Место и время проведения: кабинет 358, 09.12.2016г.

Ход классного часа.

Несколько учеников рассказывают стихотворение о семье:

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Кл рук: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости и родители! Сегодня мы встретились с вами, чтобы поговорить о самом важном в жизни каждого человека – семье. Вы становитесь год от года взрослее и придет время, когда вы тоже будете создавать свою семью.

Класс: Семья – это святое слово,

и обижать его нельзя!

В нем наши корни, наша сила,

Наши заветные слова!

Кл час: А как вы понимаете это слово «семья»? Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?..

Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «родина». Семья… История идет от слова «семя». Маленькое семя, посаженное с любовью, дает свои всходы. И для того, чтобы семя взошло, нужно жить в любви и согласии. И если ты так будешь жить, у тебя появятся замечательные и нежные плоды – это дети. А что, ребята, для вас значит семья? (по одному выбирают листочки, на которых написано: забота, счастье, труд, любовь, дети, родители, родня, тепло, хлеб и др, объясняют данные понятия и прикрепляют на доску с помощью магнитов к листку «семья»).

Кл рук: Существует такая заповедь – наказ: «Почитай мать и отца своего, и будет тебе счастье, и будешь ты долго жить». И если все это исполнилось, значит, семя дало положительные всходы.

Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете .

У каждого человека должен быть дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Именно самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними. Каждая семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. У каждого из вас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых. Именно15 мая 2008 года в России впервые отмечался Международный день семьи. С семьи начинается жизнь любого человека, именно в семье происходит формирование его как личности и гражданина. Семья - это источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

Кл рук: С семьи начинается все. От ее благополучия, успехов и развития зависит развитие города, региона, страны.

На сегодняшний день поддержка семьи – одно из приоритетных направлений в государственной политике нашей страны. Семья делает нашу жизнь счастливее, ярче и богаче. А сейчас мы послушаем рассказ об одном знаменитом празднике.

Кл рук:В России впервые 8 июля 2008 года отмечался новый праздник - День семьи. Он посвящен памяти святых Петра и Февронии Муромских. В православной традиции они считаются покровителями супружеской верности, любви и семейного счастья.

По преданию Петр, младший сын муромского князя, расправился со змеем-демоном, приходившим в человеческом обличье к снохе Петра блудить. Зарубив оборотня, сам Петр получил тяжелое кожное заболевание.

Феврония, дочь бортника, была девушкой мудрой, она общалась с животными и лечила травами. Когда Петр узнал о способностях девушки, то пообещал в случае исцеления на ней жениться. Однако слово своё не сдержал. Только со второго раза, после того как был вылечен вернувшийся недуг, князь женился на простолюдинке.

Много испытаний выпало на долю Петра и Февронии. Сила любви помогала им одолеть зависть, ненависть и коварство. Они жили долго и счастливо, и княжили в Муроме на радость своим подданным.

В старости супруги приняли монашеский постриг и молили Бога, чтобы им умереть в один день. Завещав положить их тела в одном гробу, они, и правда, скончались в один день и час 25 июня 1228 года. Сочтя погребение в одном гробе для монахов не по канонам, их тела положили раздельно. На следующий день они оказались вместе. А в 16 веке супругов причислили к лику православных святых.

Петр и Феврония обладали любовью, наполненной необыкновенным духовным содержанием. На такой любви держится мир. Именно этим святым молились наши предки, прося благословения на вступление в брак.

День Петра и Февронии пока празднуется не так романтично, как день святого Валентина, без сердечек и прочей альковной атрибутики. Но уж если делать избраннику предложение, то лучше всего в этот день. Брак наверняка будет крепким. СЛАЙД с иконой Петра и Февронии.

Кл рук: Ребята, а с чем можно сравнить семью?

    Что с течением времени не увядает, а только растет и крепнет?

Часто проводят аналогию между семьей и деревом, существует даже такое понятие, как «генеалогическое дерево» – это родословная семьи, которая для наглядности изображается в виде схемы. (СЛАЙД) и рисунок-дерево…

Кл рук: Знаете ли вы, что раньше человек, не знающий свою родословную, считался необразованным. Например, родословная великого русского поэта А.С. Пушкина насчитывала 5 тысяч имен. А сможете ли вы назвать 50 членов своей семьи?

Кл рук: А теперь поговорим о семейных традициях. Что это такое? Это обычаи, которые существуют в семьях в течение долгих лет. Подходим к стендам, рассказываем о своих семьях, увлечениях семей.

Кл рук: Молодцы, ребята, интересные получаются у вас рассказы. Одой из традиций, обычаев – давать новорожденному ребенку имя в честь одного из членов семьи. Традиция давать имена в честь родственников имеет давние корни. Считалось, что, унаследовав имя старшего члена семьи, ребенок унаследует и его судьбу. Кого из вас, ребята, назвали в честь близких родственников, бабушек или дедушек? А знаете ли вы, почему вас назвали в их честь?
(предоставляется возможность высказаться двум-трем детям).

Кл рук: Давным-давно сформировалась еще одна семейная традиция – члены одной семьи занимались одним, общим для всех, видом деятельности. Таким образом, создавались династии – несколько поколений семьи были кузнецами, ткачами, строителями, учителями или врачами.(предоставляется возможность высказаться детям, родителям).

Кл рук: А знаете ли вы примеры таких династий? Может быть, представители вашей семьи как раз и являются династией? Или вы сами хотите пойти по стопам родителей? (предоставляется возможность высказаться двум-трем детям, я рассказываю о себе: династия учителей).

Кл рук: русский язык очень богат, вот и сегодня я предлагаю вашему вниманию пословицы и поговорки о семье, если вам они знакомы, то попробуйте продолжить их, если не знакомы, послушайте, запомните, станьте мудрее (на выбор):

    Вся семья вместе, так и душа на месте.

    В семье разлад, так и дому не рад.

    Земля без воды - мертва, человек без семьи - пустоцвет.

    В родной семье и каша гуще.

    Семья сильна, когда над ней крыша одна.

    Согласие да лад в семье клад.

    В семье согласно, так идет дело прекрасно.

    Когда нет семьи, так и дома нет.

    Семья в куче - не страшна и туча.

    Семья без детей что цветок без запаха.

    Семья человеку первую путевку в жизнь дает.

    В хорошей семье хорошие дети растут.

    Намеки да попреки - семейные пороки.

    Семья - опора счастья.

    Семейное согласие всего дороже.

Кл рук: А теперь я предлагаю немного поиграть, проявить ловкость, смекалку. Посмотрим, что вы умеете делать. Игра №1: «Построй дом» (раздаются 2 командам вырезанные детали – квадрат, треугольник, цветы и др.)

Игра №2: «Бабушкин помощник» (кто быстрее намотает клубочек из шерстяных ниток).

Кл рук: Ну что, какие ещё традиции чтутся в ваших семьях? Гостеприимство, радушие, желание угостить родственников, пришедших поздравить, навестить больного, провести вместе время….Добро пожаловать к столу. Приглашаем гостей, мам, товарищей за стол.

Кл рук: А за столом вы придерживаетесь каких-нибудь правил?

(правила этикета, поведения за столом).

Кл рук: И конечно же, собирась вместе, мы любим смотреть альбомы с фотографиями, делиться своими удачами, победами, книгами, танцевать и петь песни. Предлагаю всем спеть песню о семье. (включаем фонограмму…).

Кл рук: И напоследок давайте пожелаем хорошее нашим близким, нашим мамам, которые пришли к нам в гости. То, что они пришли к нам, большой показатель поддержки, любви, доброго отношения ко всем нашим начинаниям. Счастья и взаимопонимания нашим семьям! До новых встреч!

Сценарий классного часа для 5 класса "Быть добрым надо по привычке"
Классный час
для 5 класса
«Быть добрым надо по привычке…»
Цель: разделить в представлении учащихся понятия «добро» и «зло»;
формировать чуткое отношение к окружающим.
Задачи:
1.Формировать у учащихся уважение к общечеловеческим
нравственным ценностям.
2.Учить вырабатывать и аргументированно отстаивать свою точку
зрения.
3.Учить задумываться о своём месте в жизни.
4.Развивать умение сопереживать другим людям, лучше понимать их
чувства.
Оборудование: компьютерная презентация.
Ход мероприятия.
1.Вступительное слово учителя.
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей,
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
(Слайд 1)
В наш век стремительных перемен, время сложного периода для
страны мы особенно остро нуждаемся во внимательном, чутком
отношении со стороны окружающих. Поэтому сегодня разговор пойдёт
о доброте. А называется наш классный час «Быть добрым надо по
привычке…»(Слайд 2) Девизом послужат слова из стихотворения
А.Дементьева:
Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живёт в нас сострадание.
Пока мечтаем мы и буйствуем,
Есть в нашей жизни оправдание.
(Слайд 3)
2. А что такое доброта? Давайте соберём корзинку добра. (Ребята
отвечают письменно на вопрос и складывают листочки с ответами в
корзинку).
Учитель достаёт из корзинки листочки и зачитывает ответы: «Доброта
– отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, умение
сопереживать, чуткое отношение, терпимость, человечность…»
Чтец 1.

Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги
Тропою
Доброты
И радость помоги найти кому-то.
Чтец 2.
Как бы жизнь не летела –
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живём на земле.
Учитель. Если представить, что доброта – это яркое солнышко, а его
лучики – это те качества, из которых состоит понятие «доброта», то
получится вот такая картинка (слайд 4).
3. Сценка «Цветы для бабушки».
Вася. А сейчас, ребята, вы увидите…
Входит Коля с букетом цветов.
Вася. Вы увидите чудака, который среди белого дня ходит с
цветочками (Коле). Тебе не стыдно?
Коля. Почему мне должно быть стыдно?
Вася. Что это за лютики-цветочки? Ты бы ещё бантик прилепил!
Коля. А! Ну… У бабушки моей – день рождения. Я и решил подарить ей
цветы.
Вася. Вот уж не знал, что ты любишь цветы!
Коля. Причём тут я? Бабушка очень цветы любит. У неё праздник, и я
хочу её порадовать!
Вася. А ты, оказывается, эгоист! «Вот тебе, бабуля, цветочки – и
радуйся!» Вот я, например, всегда делю радость и с папой, и с мамой,
и с бабушкой, и с дедушкой. Их праздник – это и мой праздник.
Коля. Прекрасно. Я тоже стараюсь делить радость…
Вася. Да кто же так делит?! Цветочки! У моего деда был день
рождения, я ему, знаешь, что подарил? Хоккейную клюшку!
Коля. Ну, что ж, хороший подарок. Дедушкам тоже надо спортом
заниматься.
Вася. Причём тут спорт? Мой дедушка с палочкой ходит – не до хоккея
ему. Но ты знаешь – не важен подарок. Важно внимание.
Коля. А что ты маме подарил?
Вася. Маме – щенка.
Коля. Твоя мама, наверное, любит животных?
Вася. Терпеть не может! Имне не разрешала щенка заводить. А раз
подарок – выкинуть нельзя, обидишь человека. То есть меня. Вот
щенок и живёт у нас. Вот у бабушки скоро день рождения, а я всё не

могу придумать, что ей подарить.
Учитель. Как можно охарактеризовать участников этой сценки?
Мальчик Коля проявил такие качества, как любовь и внимание к
бабушке. Второй участник диалога показал, что любит только себя.
Иван Сергеевич Тургенев писал: «Себялюбие – самоубийство.
Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево». (Слайд 5)
4. Учитель. А сейчас послушайте рассказ Марии Скребцовой «Юноша и
морские звёзды» (слайд 6). Как-то на рассвете старик шёл по берегу
моря и увидел юношу, который подбирал на песке морские звёзды и
бросал их в воду. Старик спросил, для чего он это делает. Юноша
ответил, что звёзды могут засохнуть и умереть под лучами жаркого
солнца.
- Но ведь побережье тянется на многие мили, а морских звёзд
миллионы. Что толку в твоих усилиях? – сказал старик.
Юноша взглянул на морскую звезду, которую держал в руках, бросил
её в море и тихо произнёс:
- Толк есть для этой морской звезды.
Вопросы для обсуждения.
1.Что побудило юношу бросать в воду морские звёзды?
2.Согласились бы вы или возразили, услышав слова « Всем всё равно не
поможешь!»
5. Добро многогранно. Поищите варианты доброго поведения в
следующих ситуациях (слайды 7,8,)
1.Ты идёшь по улице, видишь плачущего ребёнка. Какими будут твои
действия?
2.В подъезде ты встречаешь бездомное домашнее животное. Как ты
поступишь?
Случались ли с вами подобные ситуации?
Учитель. К Пеппер писал: « Когда кто-нибудь совершает для другого
доброе дело, радуйтесь! Сразу два человека стали счастливы» (слайд
9)
Чтец 3.
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас.
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра, было доброе вчера.
Чтец 4.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.
Чтец 5.
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
6.Рассказ о подвиге Валерия Чкалова.
(Слайд 10)
Чтец 6. Ранним утром 15 декабря 1938 года Валерий Чкалов испытывал
только что выпущенный заводом истребитель. Набрав высоту, лётчик
начал постепенно увеличивать скорость, бросать машину вниз и снова
взмывать кверху, делая резкие повороты и «мёртвые петли».
Как всегда, когда в воздухе был Чкалов, на лётном поле возле ангаров
собралось много зрителей, любовавшихся мастерством лётчика.
И вдруг могучий рёв самолёта внезапно прервался…
Ещё перебор…ещё…И мотор смолк.
Самолёт пролетел по инерции сотню-другую метров и пошёл к земле,
быстро теряя высоту.
Чкалову было не впервой побеждать смертельную опасность. Его опыт
и мастерство лётчика-испытателя, его неизменное хладнокровие
давали возможность посадить машину и не на бетонную дорожку
аэродрома.
И на этот раз Чкалов мгновенно оценил обстановку и направил
падающую машину на ближайший к аэропорту пустырь. Но вдруг он
увидел, что там бежит по снегу маленькая девочка в красном
пальтишке. Неужели ей суждено погибнуть под рухнувшей сверху
тяжёлой машиной?
И в эти последние секунды Валерий Чкалов принял решение, такое же
благородное и мужественное, какой была вся его жизнь.
Резко изменив направление, Чкалов бросил несущийся к земле самолёт
в сторону, туда. Где на пути виднелись кирпичные здания
мастерских…
Так Чкалов совершил свой последний подвиг. Пожертвовав жизнью, он
спас неизвестную маленькую девочку от неминуемой гибели. В
Нижнем Новгороде Валерию Чкалову поставлен памятник. (Слайд 11)
Чтец 7. Помочь человеку в трудную минуту, прийти ему на помощь,
даже если придётся жертвовать собой, своими интересами, временем,
может не каждый. Но поддержать добрым словом часто так же важно,
как вовремя переключить стрелку на железнодорожном пути,
потушить оставленный в лесу костёр, накормить бездомную собаку.
Чтец 8.
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте.
Вся в голубой и звёздной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
7. Учитель. К сожалению, существует и противоположность добра –
зло, и иногда оно берёт верх над добром. Люди ненавидят зло и
осуждают его, противостоят ему изо всех сил.
Я предлагаю вам обсудить ситуации, дать оценку поступкам.
Первая ситуация. Миша был сильным ребёнком, занимался в
спортивной секции по боксу, имел разряд. Его немного побаивались
даже ребята из старших классов. Однажды, возвращаясь из школы
домой, Миша увидел во дворе драку. Это привлекло его внимание. С
возгласом «Давай» он остановился посмотреть. На следующий день
все узнали, что у Серёжки, мальчика из 5-го класса, в драке была
сломана рука. На вопрос учителя «И ты тоже стоял и смотрел?» Миша
ответил:» Ну я же его не бил!»
Вторая ситуация. Нина очень спешила в музыкальную школу, была
непогода, но она знала, если не успеет, то опоздает на экзамен, не
сможет сыграть всё произведение в отведённое ей положенное время
и, возможно, получит «4». А она отличница, ей за отличные успехи
состоятельные родители обещали на зимних каникулах поездку в
Альпы на горнолыжный курорт. Она спешит, переходит улицу и видит
старушку, идущую в другую сторону. Перебежав через дорогу, Нина
слышит звук бьющегося стекла, оглянувшись, она видит лежащую на
дороге старушку. Нина, хихикнув, ловит себя на мысли: как в комиксе –
палочка в одной стороне, сумка в другой – и бежит дальше, ведь она
опаздывает.
Учитель (после обсуждения ситуаций). А какие ещё понятия не
относятся к понятию «доброта»? (Равнодушие, жестокость, эгоизм,
грубость, гнев, досада, враждебность)
Злоба – это тёмная тучка (слайд12).
А давайте её прогоним! А для этого надо вспомнить пословицы и
поговорки о доброте.
1.В добре жить хорошо.
2.Делать добро спеши.
3.Доброе дело и в воде не тонет.
4.Доброе дело крепко.
5.Злой человек не проживёт в добре век.
6.Доброе слово лечит – злое калечит.
7.Добрая слава лежит, а худая бежит.
(Называя пословицу, кликаем мышкой на капельку дождя – она падает,
потом – на тучку, тучка уходит с горизонта).
Ну вот мы и прогнали эту тёмную тучку с нашего небосклона, и на
нашем небе снова засияло яркое солнышко (слайд13).
Чтец 9. Так давайте творить добро и в малом, и в большом. Человек,

который думает только о себе и ищет во всём своей выгоды, не может
быть счастлив.
Хочешь жить для себя, живи для других. Будем относиться к людям с
расположением и будем помнить всегда, что доброта – единственное
одеяние, которое никогда не ветшает, что все прекрасные чувства в
мире весят меньше, чем одно доброе дело (слайды 14,15).
Чтец 10.
Сумей преодолеть преграды,
И боль, и призрачный успех.
Живи, не требуя награды
За свой поступок ради всех.
Ещё печалью мир простужен,
Исподтишка разит беда,
Ты должен быть кому-то нужен –
Всегда – как хлеб или вода.
Быть добрым надо по привычке,
Не по расчёту. Пригодись
Хотя бы маленькой синичке –
Пусти её из клетки ввысь.
8. Заключительное слово учителя. (Слайд 16)
Великий педагог В.А.Сухомлинский писал: « Надо иметь большую силу
духа, чтобы «жить сердцем», желать добра другим. Хорошие, добрые
желания живут в душе того, кто сам чувствует, что он сегодня стал
лучше, чем вчера». Я думаю, ребята, что сегодня вы все стали лучше,
чем вчера. А желание нести людям добро действительно войдёт у вас в
привычку.