Как образуются пробки в городах? Почему на дорогах образуются пробки Из за чего появляются пробки на дорогах.

Аркадий Гершман.

Если смотреть на основные причины пробок, то это:
1) неправильная организация дорожного движения;
2) нарушение правил дорожного движения;
3) слишком большое количество машин.
причины перечислены в произвольном порядке

Конечно, можно ещё назвать плохую связанность районов, в качестве причины, но, по моим личным наблюдениям, даже когда эту проблему устраняют, пробки не исчезают. Поэтому, детально я остановлюсь на этих 3 пунктах.

Неправильная организация дорожного движения

Примеров таких ситуаций уйма: от неправильно настроенного светофора, до неправильной разметки. Но итог один- из-за недоработок транспортников страдают люди. Как правило, происходят такие недоразумения тогда, когда разработчики халатно подходят к проектированию, например, отказываясь от моделирования транспортной ситуации, вместо этого делая всё "на глазок".

Чаще всего такие проблемы носят индивидуальный характер, хотя бывают и систематические ошибки, такие как отказ от светофорного регулирования и создание бессветофорных улиц непрерывного движения. Думаю, многие как минимум раз слышали от чиновников, мол "сделаем развязку, уберём светофор, и всё полетит!". Так вот, это признак некомпетентности, знайте это:)

Светофоры- это инструмент регулирования потока. Когда светофором много, тогда намного легче управлять транспортом, если знать как. У нас же, как правило, каждый светофор живёт своей жизнью, никак не синхронизируясь с другими. На самом деле, если объединить все объекты в одну сеть, и правильно настроить, то большинство транспортных вопросов можно было бы решить несколькими кликами мыши в командном центре диспетчерской.

Бессветофорные улицы непрерывного движения- это ещё хуже, чем просто отказ от светофора. Во-первых, это полное провозглашение доминирования автотранспорта в городе (а это неправильно), а во-вторых, это создание транспортных проблем, которых не было бы, если бы не вся эта затея. А всё из-за того, что в городских условиях, в отличие от загородных трасс, невозможно организовать на улично-дорожной сети непрерывное шоссе- когда-нибудь она да упрётся в светофор, и тогда будет большая пробка:

Что мы видим? Светофоры дозируют потоки машин, в результате чего машины не стоят, а движутся, не будет огромных перепробегов, пешеходы могут спокойно перейти дорогу по улице, ну и в целом улица стала бы безопаснее за счёт успокаивания трафика. Ну сплошной профит!

Про это можно долго мусолить, кивая на национальные особенности и тд, но на самом деле всё просто- пока не будет гарантированного наказания, соблюдение правил не будет, а значит, всегда будут находиться мудаки, которые вылезают на занятый перекрёсток, паркуются втором и третьем рядом и так далее. И все, почему-то, считают, что никому не мешают- если бы не мешали, правилами бы это не было запрещено.

Да, тут всё коротко, но думаю, с этим спорить никто не будет- автолюбители сами зачастую виноваты в заторах.

Слишком большое количество машин

Это самое сложное для объяснения. Принцип такой- "это не ты стоишь в пробке, ты и есть пробка". У всех улиц существуют свой лимит, выше которого прыгнуть невозможно, даже решив проблемы с организацией дорожного движения и автохамлом. И это ключевая причина пробок. В прошлой части я уже говорил, что строительство новых дорог не спасёт от пробок, поэтому есть лишь один верный путь- деавтомобилепользование горожан . Попрошу не путать с деавтомобилизацией, под которой понимается снижение количества машин у население - деавтомобилепользование означает, что человек владеет машиной, но в передвижении по городу её не использует.

Способов стимулирования горожан к воздержанию от поездок на машине по городу много, подробно о них я расскажу в следующем посте, но если кратко, то эту проблему можно решать: административно, политически, экономически и/или технически.

Вот такие три базовых причины пробок в городах. Но бороться только с одной из них бессмысленно - нужна планомерная работа по всем направлениям, по-другому никак.

Многие чиновники и журналисты, а вслед за ними и обыватели говорят, что в Москве много машин - и именно поэтому так много пробок. Идея Каца о том чтобы пересадить как можно больше людей на общественный транспорт исходит из той же предпосылки - машин много, нужно сокращать их количество на дорогах.
Это утверждение абсолютно неверное.

Смотрим статистику :
По количеству легковых автомобилей на 1000 населения Россия на 56 месте в мире.
В США на 1000 человек больше 800 машин, в России - около 250.
В Москве и Московской области по данным за 2010 год - около 300.

Почему если машин почти в 3 раза меньше чем в других столицах, в Москве такие пробки?


(Большую часть информации я взяла из статьи эксперта-транспортника М.Я. Блинкина "Московские пробки: этиология и патогенез" )

Главная проблема в изначальной планировке города. Европейские и американские города были построены по римской системе - с четкой прямоугольной сеткой дорог:

Такая система считается идеальной, потому что из любой точки города можно легко добраться в другую разными маршрутами. Если вдруг на одной дороге образуется пробка, ее всегда можно объехать, машины рассасываются и таким образом происходит саморегуляция дорожного движения.

Москва была построена по византийской радиально-кольцевой системе, что было удобно когда-то для защиты города от набегов, но крайне неудобно для современного транспорта из-за неизбежно нарастающего потока машин в центре.


Радиально-кольцевая система в Москве сочетается с ёлочной системой: когда мелкие боковые дороги-ветки соединяются со стволом - главной дорогой. При этом с одной ветки на другую можно добраться только через главную дорогу. Например, из Зелика в Химки можно добраться только по Ленинградке. Нет альтернативных дорог.
Такая система характерна для всей европейской части России: дороги идут от районных центров к областным, от областных - к Москве. Связь между регионами практически отсутствует.


Как добраться из Твери в Калугу? Через Москву.
А как добраться из Владимира в Тверь? Тоже через Москву =)

По такому же елочному принципу построены дороги и во многих периферийных районах Москвы. При такой системе отсутствует возможность выбирать маршрут. Все едут по одному шоссе, и там неизбежно возникает пробка, которую невозможно объехать.

Как московские власти "решают" такие проблемы: расширением шоссе. Ок, дорога стала шире, машины стали ехать по ней свободнее - но ведь в итоге это шоссе упирается в Садовое кольцо, в узкие улицы центра.
Что произойдет если расширить Ленинградку? Уже сейчас Тверская часто стоит до самой Белорусской. Эта пробка разрастется еще больше: машины, которые сейчас застревают в районе МКАДа, с расширением будут проезжать сразу в центр.

Существует такое понятие как связность дорожной сети. Ранг связности сети определяет количество возможных на ней альтернативных маршрутов. Чем выше связность, тем удобнее транспортная сеть, тем меньше пробок. Чтобы уменьшить пробки в Москве, необходимо прокладывать альтернативные дороги, увеличивая связность.
Т.о. для ликвидации пробок на Ленинградке как раз сильно помогло бы строительство новой магистрали в Химках, потому что эта магистраль стала бы альтернативой и связность дорожной сети в этом районе увеличилась бы.
Так что, увы, Чирикова неправа. С ее предложением расширить Ленинградку она только перекладывает проблему с Химок на Москву, но не решает ее.

Еще одна огромная проблема в том, что в самом центре Москвы расположены целых 5 ж/д вокзалов + несколько транспортных терминалов. Ж/д пути разрезают город на изолированные части и занимают нерационально большую дефицитную территорию в центре города.


Решением этой проблемы могло бы стать вынесение вокзалов и ж/д путей за черту города (как это и делают в США и Европе). А на этом месте построили бы новые дороги, соединяющие изолированные сейчас районы + освободились бы большие площади под парковки, застройку или под парковые зоны. Но разве же захочет РЖД отдавать такие лакомые куски земли, часть которых они давно уже сдали в аренду и сейчас получают за них высокую арендную плату?

Ну вот мы и подошли к следующей причине московской транспортной жопы - совершенной незаинтересованности чиновников в решении проблемы. Им глубоко наплевать на проблемы города, главное что их волнует - распилить бюджетные деньги и сохранить существующее положение вещей, которое позволит им эти деньги пилить и дальше. К этому прибавляются еще и вопиющая некомпетентность и идиотские законы. Для борьбы с пробками часто предлагают просто гениальные идеи - типа закрутить Садовое кольцо в одну сторону. Про все эти чудесные проекты я напишу потом в отдельном посте.

Здесь только хочу написать, почему не будет работать проект Каца.
Представь себе, что ты всегда ездил на работу на машине. Тебе реально захочется пересаживаться на автобус, пусть даже новый и современный? Мне кажется, Кац и другие, кто с ним соглашается, не учитывают главного: в общественном транспорте неизбежно придется сталкиваться с толпами людей, со всякими бабками с авоськами, с запахом перегара по вечерам, с руганью. Комфортнее стоять в пробке в собственной машине, чем толкаться в переполненном автобусе.
Плюс не учитывается еще один важный фактор. К самой поездке на автобусе прибавляется время, нужное чтобы дойти до остановки + ожидание автобуса + время тратится на всякие
пересадки. В итоге если сама поездка и занимает меньше времени, чем на машине, все время, затраченное в целом, может быть таким же или даже больше.
А еще очень приятно ждать автобус на остановке зимой в 20-градусный мороз.
В общем, я бы ездила на машине до последнего и пересаживалась в автобус только в случае крайней необходимости. Думаю, я в этом не одинока. Так что как только на у автомобилистов отнимут одну полосу движения, пробок станет заметно больше.

Я конечно же ЗА то чтобы развивать общественный транспорт, делать его более удобным, но не в ущерб автомобилистам.

Так как решить проблему с пробками? Сейчас я это себе представляю так:
1) необходимо выносить вокзалы и ж/д пути за черту города
2) увеличивать связность путем строительства новых дорог, соединяющих почти отделенные сейчас друг от друга районы города
3) строить дороги, соединяющие пригороды между собой
4) то же самое в отношении соседних областных центров
5) по возможности выносить из центра на окраины офисные здания, создавать рабочие места на периферии, чтобы уменьшить транспортный поток в центре
6) развитие общественного транспорта
7) реформирование законодательства (сейчас например запрещено эвакуировать машины с места аварии пока не приедут гаишники, даже если авария несерьезная - пока все ждут, машины занимают проезжую часть и образуется пробка)

Конечно, все это требует времени и значительных затрат, но ведь можно было бы заниматься этим постепенно, начать с самого простого. Вот именно БЫ. Для того чтобы все это начало происходить, необходим самый главный пункт:
8) замена чиновников новыми - компетентными, способными решать поставленные задачи и настроенными на конструктивный диалог с жителями города.

А поскольку этот последний пункт представляется в современной обстановке неосуществимым, Москву ждут довольно печальные перспективы.

Многие жители этой планеты мечтают переехать на постоянное место жительства в Москву, Нью-Йорк или Париж. Однако мало кто по-настоящему осознает, с какими трудностями им придется столкнуться, живя в таких крупных городах. Километровые пробки на дорогах - одна из самых острых проблем практически всех современных мегаполисов. Ведь они отбирают у людей сразу три вещи: время, деньги и нервы.

Каковы основные причины дорожных заторов? Как можно с ними бороться? Где и когда была зафиксирована самая большая пробка в мире? Об этом расскажет наша статья.

Краткая история городских заторов

Для начала - немного истории. В это непросто поверить, но первые дорожные пробки возникали еще в конце XVII века! Правда, это были каретные заторы. На то время конные экипажи буквально заполонили проезды многих европейских городов. И некоторые улочки попросту не справлялись с таким огромным трафиком карет.

Следующая «волна» дорожных пробок захлестнула крупные города мира в конце XIX века. Она была связана с появлением такого вида транспорта как трамвай. И кони, и люди реагировали на это чудо техники неадекватно и непредсказуемо. Поэтому, в первые годы эксплуатации трамвая на городских улицах количество аварий и различных ДТП просто зашкаливало.

Первая официально задокументированная автомобильная пробка в истории произошла в 1969 году в США. Причиной ее образования стал популярный на то время молодежный фестиваль «Вудсток». Желающие попасть на данное мероприятие угодили в огромную пробку длиной в 32 километра.

Пробки на дорогах и их причины

Чрезмерное скопление транспортных средств (автомобилей, автобусов, мопедов и пр.) на определенном участке трассы называют дорожным затором. При этом участники движения не двигаются вовсе, или же двигаются с очень маленькой скоростью.

С 2006 года на территории Российской Федерации действует специальный знак, который предупреждает водителей о существующем заторе на дороге. Выглядит он так:

Основной причиной образования пробки является (как ни странно) человеческий фактор. Поведение водителей в стиле «а я проскочу!» довольно часто приводит к аварийной ситуации и, как следствие, - к затору. Среди прочих причин дорожных пробок можно выделить такие:

  • Неправильная работа светофоров;
  • Наличие несанкционированных стоянок;
  • Отсутствие специальных «карманов» в местах остановок общественного транспорта;
  • Наличие нерегулируемых и оживленных перекрестков;
  • Осуществление ремонтных работ на трассе;
  • Резкое ухудшение погодных условий (град, ливень, сильный туман и пр.).

Можно ли бороться с пробками?

Бороться с дорожными заторами можно, и даже нужно. Ведь это одна из самых опасных «болезней» большого города. Существует несколько групп методов этой борьбы:

  1. Инженерно-технические (расширение проезжей части дорог, строительство новых развязок, усовершенствование конструкций перекрестков).
  2. Пропагандистские (популяризация велосипедного транспорта, социальные видеоролики и т.п.).
  3. Методы моделирования (использование современных компьютерных технологий в процессе организации работы общественного транспорта, планирования городских маршрутов и т.д.).

Некоторые страны и города борются с пробками довольно интересными и нетрадиционными методами.

Например, в Афинах автомобилисты могут выезжать на улицы города только через день. Так, владельцы транспортных средств, номерной знак которых заканчивается четным числом - пользуются своим автомобилем строго по четным датам. В нечетные дни месяца - все наоборот. Нарушителей этой системы ждут немалые штрафы.

В некоторых мегаполисах Азии с дорожными заторами пытаются бороться при помощи квот. То есть, вам не достаточно будет просто купить автомобиль. К нему придется приобрести еще и специальный документ, дающий право на его использование. Такая система действует в Сингапуре, где стоимость одной такой квоты составляет 8 тысяч долларов.

Рейтинг городов с самым загруженным автомобильным трафиком

Компания INRIX детально изучает дорожный трафик более тысячи городов в 38 государствах планеты. Недавно специалисты компании опубликовали традиционный ежегодный рейтинг городов мира с самыми большими пробками. В основе этого рейтинга - то количество часов, которое водители проводят в автомобильных пробках в том или ином мегаполисе.

По результатам 2016 года в ТОП-10 попали следующие города:

  1. Лос-Анджелес (104 часа).
  2. Москва (91 час).
  3. Нью-Йорк (89 часов).
  4. Сан-Франциско (83 часа).
  5. Богота (80 часов).
  6. Сан-Паулу (77 часов).
  7. Лондон (73 часа).
  8. Магнитогорск (71 час).
  9. Атланта (70 часов).
  10. Париж (65 часов).

Где и когда была зафиксирована самая большая пробка в мире? Об этом - далее в нашей статье.

Самые большие автомобильные пробки в мире

Одним из лидеров по количеству дорожных заторов на планете является Китай. И это вовсе не удивительно, если вспомнить о количестве населения этого государства. Именно здесь в 2015 году образовалась самая большая пробка в мире.

Ее причиной стало массовое празднование в Пекине национального дня страны. Автомобильная пробка сформировалась на 50-полосной трассе! Видеозапись затора была выложена на «Ютуб» и уже облетела весь мир, шокировав миллионы интернет-пользователей. Как долго длилась самая большая пробка в мире - точно неизвестно.

Китай прославился также и самой продолжительной автомобильной пробкой в истории транспорта. Она началась 14 августа 2010 года и продолжалась 11 дней. Несчастным людям пришлось все это время жить в своих «металлических банках».

А вот рекорд самой длинной транспортной пробки пока принадлежит бразильцам. В 2008 году на одной из главных улиц Сан-Паулу (главного мегаполиса Бразилии) образовался затор, общая протяженность которого достигла 292 километров.

Пробки на дорогах стали неизменным спутником больших городов. Возникают такие заторы круглосуточно, но в особенности часто появляются они в утреннее время, в обед и вечером в период с 17-00 до 22-00 часов. Какие бывают нелепые причины появления пробок на дороге и как бороться с заторами на улицах наших городов.

Многие из автовладельцев основной причиной появления жутких пробок на дорогах видят именно неправильную организацию движения в наших городах. Действительно, многие крупные магистрали строились с учетом требований двадцатилетней давности. Сегодня же с развитием автотранспорта количество машин на дорогах существенно увеличилось, что и привело к многочисленным пробкам на дорогах. Однако в ряде случаев появление пробок можно объяснить различными нелепыми причинами. Как бы правильно не было организовано движение по магистралям в городах, избежать пробок будет невозможно.



У большинства опытных автовладельцев на подсознательном уровне заложено, что в сильный дождь или снегопад следует соблюдать максимальную аккуратность. Поэтому не стоит удивляться тому, что даже небольшие осадки в виде лёгкого дождя приведут к определённым затруднения в движении, заторам и пробкам.

Зимой, когда наши дороги покрыты снегом и гололедом, движение существенно усложняется. Там, где летом поток быстро ехал, а заторов практически не возникало, зимой приходится стоять в многокилометровых пробках. Всего этого можно было бы избежать, исполняй коммунальные и дорожные службы свои обязанности, вовремя очищая улицы.



Отсутствие зеленой волны также может стать причиной образования пробок. Если светофоры не отрегулированы на правильную работу, то на загруженной магистрали гарантированно появится пробка. На западе эту проблему решают глубоким исследованием загруженности автомагистралей в зависимости от дня недели и времени суток, то у нас ГИБДД и ответственные службы, настроив единожды работу светофоров, не меняют их программу по несколько лет. Стоит ли удивляться, что на наших дорогах из-за неправильной работы светофоров и отсутствия так называемой зеленой волны появляются многочисленные пробки и заторы.



Любопытные водителя рассматривают аварию

Это классическая ситуация, если на дороге произошла авария, то все без исключения водители будут притормаживать, чтобы рассмотреть обстоятельства ДТП. Тут играет роль простое человеческое любопытство. Нам интересно как сильно разбита машина, пострадал ли кто в аварии. Такое неправильное поведение водителей приводит к серьезным пробкам, общая скорость движения на таком опасном участке падает на 20 км/ч и более.

Традиция использовать коммунальную технику для очистки дорог от мусора сохранилась еще с советских времен. Даже сегодня используются обычные поливальные машины, которые мощным потоком воды смывают всю грязь с дорог. Почему-то коммунальные службы такую работу проводят не поздней ночью, когда машин на городских улицах практически нет, а в самый разгар рабочего дня. В результате появляются серьезные пробки, которых можно было бы избежать, правильно подойдя к вопросам организации обслуживания автомобильных дорог.

На западе также в прошлом остро стояла проблема очистки дорог от пыли, грязи и мусора. В странах Западной Европы для этой работы используется специальная техника, причём все работы выполняются строго ночью по утвержденному графику. Тем самым удаётся практически полностью избежать пробок по причине нахождения на загруженных трассах ремонтной и обслуживающей техники. Как только наши дорожники возьмут на вооружение такую практику, а обслуживанием городских улиц будут заниматься профессионалы, это позволит улучшить ситуация с пробками и заторами.



Водители попросту не знают правила дорожного движения

Многие водители сегодня с определенной долей скептицизма относятся к необходимости полностью следовать правилам дорожного движения. В итоге на объездных и кольцевых дорогах, в крайне левых рядах движутся тихоходы, что приводит к замедлению общего потока и появлению пробок. Тогда как правила дорожного движения утверждают, что выезжать в крайний левый ряд можно лишь для обгона и опережения. Оставляя свободным одну полосу, мы можем при необходимости быстро выполнить обгон, повысив общую безопасность на дорогах.

Именно такое незнание и неисполнение правил дорожного движения приводит к пробкам на дорогах. Нередко можно увидеть такие ситуации, когда в крайнем левом ряду движется маршрутка с пассажирами, грузовой автомобиль или рейсовый автобус. Тогда как по правилам выезжать таким автомобилям в крайне левый ряд попросту запрещается.

С наступлением весны на дорогах больших и малых городов появляются так называемые водители-подснежники. Как правило, это пожилые автовладельцы-дачники, которые редко используют машину, выбираясь на ней загород.У таких малоопытных водителей даже простейшая поездка по городу превращается в настоящее испытание. Они путают дорогу, редко когда учитывают требования знаков, а въехав на загруженную скоростную магистраль в городе двигаются со скоростью 40 км/ч, что и приводит к серьезным заторы на дорогах.

К сожалению, решить проблему с такими подснежниками на дорогах попросту невозможно. Запретить отдельным категориям водителей использовать свой транспорт проблематично. Поэтому нам волей-неволей придется мириться с такими малоопытными водителями, действия которых часто приводят к пробкам и сильным заторы на дорогах.



Подведем итоги

Пробки на дорогах могут появляться как по причине неправильной организации дорожного движения, так и из-за самих водителей, которые зачастую не соблюдают правила дорожного движения и неправильно себя ведут при управлении транспортом. Вносят свою лепту в сложности на дорогах и коммунальщики, которые выводят поливочную и снегоуборочную технику в самый пик движения. Только подойдя к этому вопросу комплексно, правильно организовав дорожное движение и повысив культуру водителей, можно будет если не полностью решить эту проблему, то хотя бы уменьшить количество пробок на дорогах.

Столичная мэрия начала масштабную реконструкцию центральных улиц. Что изменится в городе? как долго продлятся заторы? И почему в этом году работы по благоустройству пройдут стахановскими темпами?

Средняя скорость в Москве упала вдвое. Сервис "Яндекс.Пробки" в вечерний час пик снова показывает подзабытые девять баллов. И это не предел: в ЦОДД предупредили, что могут быть все десять. Терпеть неудобства москвичам придется до июня, пока из города не уедут отпускники. Потом станет легче, на балл-два, а к нормальному трафику все вернется ближе к октябрю, когда в Москве закончится реконструкция. В этом году в программу “Моя улица ” - попали 52 километра городских дорог. Почти все Садовое и Бульварное кольца, 14 набережных и район вокруг Зарядья. Вместе с этим московские дорожники будут проводить плановую замену асфальта и бордюров. На выходе центр Москвы существенно изменит внешний облик: на Садовом кольце появятся деревья и новая пешеходная зона, на Бульварном - облагородят внешнюю сторону. Обещают - красиво, но надо терпеть, говорит соучредитель фонда Городские проекты Максим Кац.

Максим Кац соучредитель фонда Городские проекты "Терпеть, конечно, противно. Я должен сказать, что сам живу в центре последние два года, и у меня в прошлом году напротив дома, а в этом году прямо вот около подъезда копают. Но что хорошо в этой реконструкции, и почему потерпеть стоит? Она происходит правильно. Она происходит по всем принципам современной урбанистки, так скажем. То есть расширяют тротуары, ставятся удобные скамейки, сажаются деревья, сужаются дороги, делаются более удобные переходы. После того, как это все будет сделано, будет очень удобная и качественная городская среда, поэтому я терплю с удовольствием" .

Загруженный центр осложняет движение на Третьем кольце и далее по магистралям. На авто лучше не передвигаться. Мэр призвал горожан пересесть на общественный транспорт. Есть еще такси, но оно, как и все, стоит в пробках. Придется ли москвичам оплачивать время в заторах? И не вырастут ли цены на поездки по городу?

Александр таксист "Цены в основном не повышаются, потому что сейчас в основном фиксированные цены идут. Если в час пик, допустим, большие пробки идут, то идет фиксированная цена. Это уже во многих такси-компаниях. Он может отклонятся, плюс-минус, но не так уж и много. Но из-за ремонта сейчас много аварий. Бывает, что стоишь мертво. Клиент платит, в принципе, указанную сумму, а водителю уже идет доплата" .

Проблемы будут с парковками, часть которых временно перестает работать, можно встать по привычке и попасть под эвакуацию. Такие случаи уже описывают в Сети. И, конечно, возникает закономерный вопрос: зачем нужно было в этом году проводить столь масштабную реконструкцию? Ответ простой: в 2018 году Москва принимает Чемпионат мира по футболу. Он пройдет летом, поэтому привести весь центр в порядок нужно в этом году. Иначе перед гостями будет неудобно.